Наименование объекта | Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1874-1890 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, г. Орехово-Зуево, Володарского ул., 20 |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Финисов Н.И. |
Собор Рождества Богородицы сооружен из кирпича на средства прихожан в два этапа. Строительство началось по проекту Н.И. Финисова в 1872 г., велось с перерывами под руководством С.А. Назарова и было завершено в 1895 г. возведением четырехстолпного пятиглавого храма центрического типа. В 1903 г. Н.Д. Струковым был составлен проект расширения здания и постройки при нем колокольни. Реконструкция производилась с 1907 г.
В результате сложился массивный прямоугольный блок здания одной высоты, с продольной осью, замкнутой трехъярусной колокольней под небольшим стропильным шатром. Поставленная отдельно колокольня соединяется с церковью узким переходом. Характерная для своего времени эклектичная архитектура постройки основана на использовании приемов и форм различных стилевых направлений. Структура фасадов с группами больших арочных окон подчинена канонам классицизма. При этом килевидные очертания архивольтов, характер светового центрального и широко расставленных малых
глухих барабанов с луковичным покрытием отвечают требованиям официального «русского стиля». Художественные формы колокольни тяготеют к архитектуре барокко.
Наиболее удачно достаточно необычное решение интерьера постройки. При реконструкции прежняя западная стена храма была разобрана и его помещение слилось с вновь устроенной бесстолпной трапезной. Создалось единое обширное пространство, в восточной части расчлененное на ячейки столбами и арками. Построенный теплым храм не имеет боковых дверей, перекрыт системой парусных сводов, хорошо освещен. Стены и своды покрывает сильно поновленная масляная живопись начала 1910-х гг., исполненная в васнецовской манере. Три стоящие в ряд иконостаса 1890-х гг. — главный в четыре, боковые в три яруса — выдержаны в стилистике памятника и покрыты дробной золоченой резьбой. Того же характера утварь, киоты и ажурное металлическое ограждение солеи. Пол из метлахской плитки в 1998 г. заменен гранитным. Окна забраны решетками строгого рисунка.