Трапезная с церковью Воскресения Христова, 1901 г., Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Трапезная с церковью Воскресения Христова, 1901 г., Спасо-Преображенский Гуслицкий монастырь
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Орехово-Зуевский район, г. Куровское
Вид объекта -
Датировка -
Правоустанавливающие документы -
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Монастырь Гуслицкий Спасо-Преображенский на речке Нерской основан по инициативе Александра II как опорный пункт православия в среде раскольников. Заложен вблизи древнего погоста Спас на Мошеве в начале 1859 г. и за несколько месяцев почти полностью отстроен в дереве игуменом Парфением. Поставлены перенесенная с погоста и перестроенная церковь, получившая имя Успенской, трапезная, кельи, ограда. Приступили к возведению большого собора, который был освящен в следующем году. Вскоре первый этап в устройстве обители закончился строительством крупного многофункционального корпуса с теплой церковью, больницей и богадельней.

После того как в 1868 г. монастырский собор сгорел, появилась необходимость замены деревянных построек более долговечными. Интенсивное каменное строительство развернулось в монастыре в первой половине 1880-х гг., когда заново были выстроены собор и трапезная, возведена каменная ограда. Перестройка основных зданий завершилась в начале германской войны сооружением надвратной колокольни. Жилье оставалось деревянным. Из трех двухэтажных корпусов, стоявших вдоль западной монастырской стены, Настоятельский корпус, соприкасавшийся со Святыми воротами, в 1915 г. был разобран и поставлен на новом месте одноэтажным. Со временем все деревянные постройки были

упразднены. Архитектурный облик монастыря формируют монументальные кирпичные здания преимущественно 1880-х гг., объединенные общностью художественных форм псевдорусского стиля с элементом эклектики.

Двухэтажная трапезная с подвалом строилась с начала 1880-х гг. в несколько этапов путем постепенного увеличения корпуса. Отсутствие единого  проекта наглядно отразилось на облике и структуре здания, две части которого различны по площади, высоте и декоративному оформлению, исполненному в «русском стиле». Объединяют их коридор, помещение лестницы и развитой объем импозантного «теремного» крыльца с крутым щипцом и башенкой в заверше- нии. Создавая на главном фасаде сильный художественный акцент, крыльце зрительно ослабляет разнохарактерность  обработки крыльев. Основным элементом богатого наружного убранства памятника служат оконные наличники нескольких типов. Их рисунок и сочная пластика воспроизводят московские образцы XVII в.; интенсивно окрашенные они отчетливо выделяются на фоне беленых стен.

Перекрытия плоские. На первом этаже восточной части здания, где находится церковь, они поддерживаются системой столбов. В свободном от опор просторном, хорошо освещенном верхнем зале помещалась библиотека; здесь сохранились лепная отделка плафона и карниз с зубчиками.