Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Троицкая церковь, 1700 г., XIX в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Луховицкий район, с. Дединово
Вид объекта Церковь
Датировка 1700 год
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры федерального значения
Техническое состояние ведется реставрация
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Впервые Троицкая церковь вместе с Успенским и Никольским пределами упоминается в писцовых книгах 1647 г. Ныне существующая кирпичная Троицкая церковь построена в нескольких метрах от прежней деревянной, место которой обозначено каменным столбом. Каменный храм с Успенским приделом и колокольней сооружен в 1696-1700 гг. по заказу и на средства дединовского купца Никиты Фёдоровича Шустова «с детьми». В 1696 году Шустов уплатил за «дединовское дело» следующим каменщикам Солотчинского монастыря: Оське Мещеркиву, брату его Фетиске Мещеркину, Стеньке Качергину, Евсейке Яковлеву, Сёмке Токмаку, Гаврику Клепину, Трошке Фетисову, Ивашке Юрину, Якимке Косатову, Калинке Яковлеву, Давыдке Семенову, Гаврику Коровке, Артюшке Тишину, Ивашке Жирцу.

«1698 года октября … отец архимандрит Игнатий приказал монастырским каменщикам положить поденщины за дединовскую работу прошлого 1697 году против московских мастеров первой стали против семеро-рублевых второй стали против шестирублевых третьи стали против пяти­рублевых а хто именем в которые стал где и против которого ряду по­ложен и почему кому будет против того поденщиков и то писано ниже сего: Оска и Фетиска Мещеркины, Гришка Фафелов, Артамошка Архипов, Ульяшка Муратов, Гаврилка Клепик против семирублевых. Стенька Качергин, Евсейка Яковлев, Семён Токмак, Якушка Трифонов, Ивашка Жирец против шестирублёвых. Тишка Петров, Ивашка Понихидин, Ивашка Ярин, Кондрашка Васильев против пятирублёвых. Маркелка Степанов против рещиков …»

Имя ведущего мастера неизвестно. В 1808 г. с южной стороны храма пристроен кирпичный Никольский придел.

Перестройки и утраты: В 1808 году был сооружен кирпичный южный Никольский предел, что повлекло за собой растеску южной стены трапезной и четверика. В 60-ых годах XX века с западной стороны сделана одноэтажная кир­пичная пристройка.

Реставрационные работы: В 1977 г. выпущен эскизный проект реставрации Троицкой церкви. Автор проекта реставрации – Кузнецов В.Я. (см.архив ВПНРК ш.96/22).

Описание памятника: Кирпичная оштукатуренная Троицкая церковь расположена на стрелке, образованной слиянием рек Оки и Ройки, в бывшем Нижнем конце села. Первоначальный объем храма решен в традициях сер. ХVII в.: бесстолпный пятиглавый четверик вместе с одноглавым северным Успенским приделом, стройной четырехъярусной колокольней у северо-западного угла трапезной составляют ассиметричную, но уравновешенную композицию. Стены первоначальных объемов церкви сложены из кирпича размером 30-31 х 13,5-14,5 х 7,5-8 см. Высота десяти радов кладки вместе с десятью швами составляет 98 см. Перевязка кладки стен — обыкновенная русская, выполнена на известковом растворе. С южной стороны к четверику примыкает теплый южный Никольский придел 1808г., его декорация выполнена в классических формах. Стены южного придела сложены из кирпича размером 24-26 х 11,5-12,5 z 7-7,5 см. Десять рядов кладки с десятью швами составляют по высоте 88 см. Перевязка кладки стен — обыкновенная русская, на известковом растворе. Шов обработан односторонней подрезкой. Барабаны четверика, колокольни и приделов – кирпичные, восьмигранные и глухие. Луковичные главы четверика, северного придела и колокольни — каркасные, металлические, обшиты железом. Грушеведная глава южного придела 1808г. выполнена из деревянных журавцов, обшитых железом по сплошной деревянной обретешь. Кресты храма – первоначальные, восьмигранные, ажурные с коронами, с просечными ажурными решётками и накладками на кованом железном каркасе. С северной и южной стороны к трапезной примыкают кирпичные крыльца, перекрытые сомкнутыми сводами. Крыльца имеют двойные арочные проёмы с висячей гирькой.

Белокаменные и кирпичные детали фасадов уникальны и чрезвычайно разнообразны по форме и рисунку. Наиболее богато обработан западный фасад колокольни с двумя белокаменными закладными досками у

входа, обрамлёнными резными барочными рамами. Главный западный портал храма, ведущий в трапезную, весь украшен белокаменной резьбой глубокого рельефа до 4 см., содержанием которой служат мотивы земного изобилия – гранаты, ананасы, виноградные гроздья и другие плоды на фоне прихотливого растительного орнамента. Центральное место архитектурной композиции западного фасада колокольни занимает фигурный барельеф, состоящий из двух камней и изображающий борющихся единорога и льва, увенчанного короной. Четверик колокольни украшен также белокаменными резными карнизами, архивольтами, колоннами с капителями, кронштейнами и другими деталями. Резкий переход от широкого восьмерика к барабану главки колокольни скрадывается кирпичными кокошниками с декоративными белокаменными раковинами.

Декор первого яруса четверика с апсидой и трапезной отличается разнообразной и сочной резьбой, сказочным богатством деталей, особенно у северного и южного порталов и наличников окон апсиды. Широко использованы ордерная декорация и резной растительный орнамент, покрывающий белокаменные обрамления окон и порталов. Наиболее протяжённый северный фасад храма расчленён парными кирпичными колоннами с белокаменными «кудрявыми» капителями и базами, опирающимися на барочные тумбы из белого камня. Декоративное убранство второго яруса четверика Троицкой церкви по сравнению с первым ярусом более сдержанно и однообразно. Все четыре фасада второго яруса имеют по два окна, обрамлённых белокаменными ордерными наличниками с сандриками, в тимпане которых вырезаны изогнутые трубы, извергающие огонь. Осевую композицию каждого фасада верхнего яруса четверика подчёркивает киот, поставленный между окнами, а также парные кирпичные колонны с резными деталями из белого камня, расставленные по углам четверика. Завершается четверик сложно профилированным белокаменным карнизом с «висячими» кронштейнами из лекального кирпича. Переход от четверика к пятиглавию оформлен в виде трёх рядов кокошников с декоративными раковинами из белого камня.

Первоначальные оконные проёмы с решётками кубоватой формы сохранились лишь на западном фасаде трапезной; остальные окна растёсаны в 1808 г. Старая оконная и дверная столярка и скобянка не сохранились. Двери из кованых полос обшитых железом, как и сохранившиеся фрагменты позднеклассической столярки можно датировать концом ХIХ в. На северном и западном фасадах четверика под крышей над трапезной и северным приделом сохранились фрагменты первоначальной наружной темперной живописи, нанесённой прямо на кирпичную кладку. На втором ярусе колокольни под крышей над трапезной обнаружены небольшие фрагменты полихромной темперной раскраски наружных стен колокольни под «шахмат». В верхнем откосе западного окна третьего яруса колокольни сохранился декоративный орнамент выполненный темперой.

Четверик памятника имеет кирпичный сомкнутый свод, на уровне пят которого установлены перекрёстные кованые воздушные связи. Алтарь перекрыт лотковым сводом. Трапезная имеет свод сложной формы с распалубками, опирающийся на два столба и стены. На ярус звона ведёт внутристенная кирпичная лестница с лотковыми ступенчатыми сводиками, в 3-м ярусе винтовая. Полы в четверике и алтаре – белокаменные, выложены из плит размером 70 х 70 см. В трапезной сохранились чугунные плиты с декоративным орнаментом. В интерьерах сохранились фрагменты классического штукатурного декора и масляной полихромной живописи, частично – сюжетной, частично – декоративной. Габаритные размеры здания в плане 40,4 х 25,5 м.     Удачно найденные пропорции храма, искусно прорисованные белокаменные и кирпичные детали декоративного убранства в стиле «мос­ковского барокко» придают памятнику большую нарядность и позволяют причислить его к выдающимся сооружениям своего времени.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1977 г./