Наименование объекта | Ограда с воротами и башнями, 1879-1899 гг., Троицкий-Мариинский монастырь |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Егорьевский район, г. Егорьевск, ул. Владимирская, д.2 |
Вид объекта | - |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | - |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
МОНАСТЫРЬ ТРОИЦКИЙ-МАРИИНСКИЙ, один из поздних образцов монастырского строительства, образован в 1902 г. на основе Мариинской женской общины и богадельни, существовавших при Троицкой кладбищенской церкви. Архитектурный ансамбль сложился в 1880—1890-х гг. по заказу и на средства Н.М.Бардыгина, до 1897 г. под наблюдением А.С.Каминского, затем И.Т. Барютина. До разборки церковных завершений активно участвовал живописным силуэтом своих построек в формировании городского ландшафта. Несмотря на длительность создания, комплекс монастыря получил художественную законченность и цельность. Его территория разделена на три смежные функциональные зоны: парадную, оформленную зданием церкви, жилую с внутренним двором и хозяйственную. Кирпичные постройки наглядно характеризуют архитектуру конца XIX в. с ее тяготением к стилизаторству и ретроспективизму.
Троицкая церковь сооружена в 1880 — 1883 гг. как теплый кладбищенский храм при холодном Никитском. В 1898 г., с созданием при церкви женской общины, расширена трапезная, сделаны пристройки к колокольне, вновь отделаны и расписаны интерьеры.
Бесстолпный храм с двумя боковыми приделами, трапезной и трехъярусной шатровой колокольней характером архитектуры близок проектам К.А. Тона. Его художественные формы основаны на сочетании композиционных приемов XVII в. с классицистической структурой фасадов и ордерными элементами в декоре. Высокий центральный двусветный четверик с трехчастным делением стен и сомкнутым сводом венчался глухим динамичным пятиглавием. Статичность смежных пониженных частей здания и однообразие их декора искупались живописностью общего силуэта с вертикалями барабанов и глав, шатром колокольни и многолопастными фигурными фронтонами средних прясел высотных элементов постройки.
От богатого внутреннего убранства храма остались пол из метлахской плитки и небольшие фрагменты
забеленной масляной росписи по золотому фону на его своде.
Богадельня первой половины 1890-х гг. представляет собой краснокирпичный двухэтажный корпус “покоем”, получивший формы позднего классицизма. Разработан преимущественно главный фасад с крепованной средней частью. Гладкие плоскости стен, за исключением междуэтажного пояса, покрывает ленточный руст; окна украшают сандрики и веерные замки оконных перемычек. Внутри здание изменено.
Двухэтажный с полуподвалом неоштукатуренный корпус келий сооружен в 1899 г., очевидно, по проекту И.Т. Барютина. Постройка с симметричной структурой фасадов, с поэтажным членением и коридорной системой организации помещений характерна для монастырского строительства своего времени обращением к древнерусским мотивам наружного убранства. Сильно переработанные формы XVII в. получили крупный масштаб и упрощенную геометризованную трактовку. Насыщенные декором фасады нарядны, но однообразны. Первоначально их креповки по аналогии с тыльным фасадом завершались фигурными атттиками в виде килевидных кокошников с пинаклями. Это значительно оживляло общий силуэт здания и создавало зрительное единство с живописными вертикалями церкви и шатрами башен ограды.
Монастырская ограда, включавшая территорию кладбища, выстроена, видимо, по проекту Барютина в 1897 — 1899 гг. Трактована как крепостное сооружение с широким использованием стилизованных деталей оборонного зодчества средневековья: машикулей, бойниц, сквозных парапетов и т.п.; снабжена в основном круглыми башнями с высокими шатрами. Разнообразие архитектурных элементов и острота их силуэтов в совокупности с нарядной декорацией придают памятнику выразительный художественный облик. Особенно эффектны трехпролетные Святые ворота с фланкирующими квадратными башнями в два яруса, верх которых воспроизводит формы Царской башенки Московского Кремля.