Наименование объекта | Церковь архангела Михаила, 1792 г., перв. треть XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район, д. Архангельское |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА сооружена по заказу князя А.П. Ширинского-Шихматова в 1792 г. В 1900-х гг. согласно проекта Н.Д. Иванова реконструирована и расширена приделами трапезная, сделаны пристройки к колокольне. Осевая композиция памятника превратилась в крестообразную.
Образец провинциального строительства переходного периода от классицизма к ампиру, здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено. Основой его развитой пространственной композиции служит бесстолпный двусветный куб храма, увенчанный массивным световым барабаном, прорезающим свод, близкий коническому Фасады обработаны полуколонными портиками большого ордера и завершены гладким поясом, который воспринимается мощным аттиком.
Плоскости стен тонко моделированы игрой выступающих и заглубленных поверхностей. В декорации использованы панели и оконные ниши с накладными «досками» в виде «бриллиантового» руста. Позднейшая трапезная оформлена в стиле основного сооружения. Благодаря пристройке приделов она получила поперечную
ориентацию, что внешне выражено устройством на фасадах фронтонов. Большим изяществом отличается стройная трехъярусная колокольня со шпилем. Внизу отделанная квадровым рустом, в среднем уровне она прорезана круглыми окнами, которые выше сменяются узкими пролетами звона. Деревянная лестница к колоколам находилась в северной арке паперти.
В интерьере здания использован ряд неординарных, в том числе архаичных приемов. Помещения слабо связаны между собой. Храм не имеет боковых дверей. Проход из него в трапезную фланкируют, по старине, заложенные ныне круглые окна. В алтарную арку вкомпонована без архитрава пара массивных колонн тяжелых пропорций. Совокупность характера этих и наружных колонн, обращение к устаревшим приемам и необычная форма свода свидетельствует о работе местных крепостных мастеров, не освоивших архитектурных норм классицизма. О прежней отделке храма напоминают фрагменты орнаментальной живописи рубежа XIX — XX вв. Иконостас временный. Пол выстлан метлахской плиткой. В окнах металлические решетки с крестчатым раппортом.