Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Илии пророка, первая четверть XIX в., 1845 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Ногинский район, с. Мамонтово
Вид объекта no
Датировка первая четверть XIX века, 1845 год
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Кирпичная Ильинская церковь в Ильинском погосте, что на Муравьищах, сменившая деревянный храм ХVIII века, построена на средства прихожан в первой четверти XIX столетия. В 1818 г. был освящен Никольской придел, располагавшийся в трапезной, а второй Покровский — в 1823 г. Приделы первоначально находились в основном объеме трапезной. В 1845 году на средства купчихи З. Г. Тюлевой по проекту художника Подъячего по сторонам трапезной были возведены самостоятельные помещения для приделов. Живопись в интерьере церкви неоднократно поновлялась. Во второй половине XIX века территория вокруг церкви была обнесена кирпичной оградой с двумя Святыми воротами.

Перестройки и утраты: В XX веке под зданием устроена котельная, труба которой выведена у северного фасада храма. Крыльцо на северном фасаде храма зашито досками. Арки звона колокольни закрыты деревянными щитами.

Описание памятника: Покровская церковь расположена в южной части села на высоком берегу р. Шерны. Церковь стоит на кладбище, обнесенном кирпичной оградой с двумя Святыми воротами, сооруженными по сторонам колокольни. Кирпичное, на белокаменном цоколе, с белокаменными деталями -здание снаружи оштукатурено и выкрашено охрой. Детали декора побелены. Кровли обшиты железом. Архаичная, для своего времени, архитектура памятника сочетает элементы классицизма с формами, тяготеющими к барокко. Продольно-осевая композиция здания складывается из храма с апсидой, двухпридельной трапезной и колокольни. Высокий трехсветный четверик с глухими ионическими портиками на боковых фасадах завершен купольной кровлей с широко расставленным пятиглавием. На северном фасаде перед входом устроено позднее деревянное крыльцо в виде двухколонного портика с деревянным фронтоном. Полуциркульная в плане апсида значительно ниже и уже храма. Более широкая по отношению к четверику трапезная, с небольшими полуциркульными апсидами приделов, покрыта вальмовой кровлей. Ее фасады получили декоративное оформление, выполненное в стиле позднего классицизма. Трехъярусная колокольня объединена с трапезной небольшим переходом. Ее монументальный объем, складывающийся из убывающих по объему четвериков, обработан колонными портиками. Детали фасадной декорации памятника обладают несколько упрощенной моделировкой. Из белого камня выполнены все карнизы и профили, базы и капители колонн. Портики на боковых фасадах притворов завершены треугольными фронтонами. Антамблементы портиков, продолжаясь на фасадах четверика, расчленяют его объём на два яруса. Прямоугольные окна первого света, расположенные в простенках между полуколоннами портика, декорированы профилированными сандриками на кронштейнах. Над ними помещены круглые окна второго света. Углы верхнего яруса закреплены лопатками. Плоскости стен обработаны в центре раскреповками, завершенными крупными полуциркульными люнетами. В уровне подоконников прямоугольных окон проходит профиль, выше которого угловые пилястры и раскрепованные плоскости покрыты ленточным рустом. Венчающий карниз дополнен гладким антамблементом. Миниатюрные цилиндрические барабаны пятиглавия декорированы арочными нишками. Боковые барабаны приподняты на кубических постаментах. Подобно четверику храма стены апсиды и трапезной завершены

скромными карнизами с гладкими антаблементами. Фасады трапезной расчленены пилястрами, в простенках между которым помещены прямоугольные окна, обрамленные рамочными штукатурными наличниками с белокаменными сандриками. Над тремя центральными окнами расположены прямоугольные филенки. Окна, апсиды наличников не имеют. В оформлении ярусов колокольни, прорезанных большими арочными проемами, использованы ордерные формы. Верхний ярус декорирован двухколонными тосканскими портиками.

Фасады второго яруса обработаны четырехколонными ионическими портиками. Четырехколонные тосканские портики нижнего яруса, зевершены пологими треугольными фронтонами. Выше фронтонов, для освещения лестницы, ведущей на «звон», устроены большие полуциркульные окна. Внутри четверик храма перекрыт четырехдольным сомкнутым сводом, прорезанным отверстием центрального светового барабана пятиглавия. Апсида, сообщающаяся с храмом широким арочным проемом, перекрыта конхой. В трапезную ведут три арочных прохода. Пространство трапезной и приделов перекрыто системой крестовых сводов, опирающихся на подпружные арки, перекинутые между пристенными пилонами и четырьмя поставленными по поперечной оси здания столбами крещатого сечения. Алтари приделов отделены короткими стенками, сохранившимся от первоначальной трапезной. Первый ярус колокольни перекрыт коробовым с распалубками сводом. Лестница, ведущая на «звон’, устроена в толще кладки северо-восточного пилона. В храме и трапезной полы выложены лещадью, в апсиде — метлахской плиткой. Живопись в интерьере сильно поновлена синтетическими красками. В лотках перекрытия храма написаны: «Преображение», «Воскресение», Вознесение» и «Сошествие святого духа». На боковых стенах четверика в простенках между окнами третьего света помещены фигуры русских канонизированных митрополитов: Петра, Алексия, Филиппа и Ионы, на западной стене -изображения Пантократора и Богородицы. Ниже окон по сторонам арок притворов изображены Евангелисты. В люнете северного притвора расположено «Распятие» в люнете южного — «Снятие с креста», пространство западной стены четверика занимает большая композиция «Страшный суд». В конхе апсиды изображены Саваоф, на восточной стене «Распятие». Живопись трапезной посвящена сюжетам Христологического цикла. В росписи использованы геометрические и растительные орнаменты, в псевдорусском стиле. В храме находится пятиярусный эклектичный иконостас каркасной конструкции, помытый белым левкасом и украшенный накладными позолоченными деталями. В приделах трапезной иконостасы одноярусные. В интерьере у стен расставлены, деревянные напольные киоты. В храме сохранилось, по-видимому, одновременное церкви, паникадило. Окна церкви забраны металлическими решетками — коваными с крестообразными ячейками в храме и апсиде, из прутьев — в трапезной. Территория вокруг церкви обнесена кирпичной, побеленной оградой с металлическими решетками между столбами. Святые ворота, расположенные по сторонам колокольни, сооружены в формах эклектики, повышенная центральная часть ворот имеет арочную перемычку. Более низкие боковые калитки с прямыми перемычками декорированы треугольными сандриками ка кронштейнах. В южной части западного прясла ограды находится арочная калитка.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./