Наименование объекта | Церковь Ильинская, ХVIII–ХIХ вв. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Орехово-Зуевский район, село Ильинский погост |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Грудзин В.О. |
Церковь Воскресенская строилась на средства прихожан с 1822 по 1833 г., главный престол освящен в 1840 г. Колокольня сооружалась отдельно стоящей в 1850-х гг. по образцу колокольни церкви Иоанна Богослова в Коломне. В конце 1890-х гг. к ней примкнула, согласно проекта В.О. Грудзины, удлиненная трапезная.
Крупное трехчастное здание стиля ампир сложено из кирпича с широким применением белого камня в конструкциях и деталях, оштукатурено. Ядро композиции — бесстолпный храм в виде двусветного четверика — завершен массивной световой ротондой, фасады обработаны лоджиями с дорическими портиками в антах. Монументальность архитектуры памятника достигнута композиционными средствами: основные наружные членения здания укрупнены вне соответствия с организацией его внутреннего пространства, внешние размеры четверика увеличены за счет ячеек главного и придельных алтарей. Над алтарными помещениями стояли главы на
глухих барабанах, составлявшие с центральной ротондой каноническое пятиглавие. Уцелели только восточные барабаны, что резко нарушило равновесие масс и торжественность объемно-пространственной композиции храма. Предельный лаконизм наружного убранства здания в архитектуре многоярусной колокольни сменяется повышенной декоративностью. Обилие в ее обработке портиков и колонн сопровождается художественным эффектом «полосатой» кладки от чередования в верхних ярусах рядов кирпича и белого камня. Колокольню венчал высокий купол со шпилем; с их утратой она в значительной степени потеряла присущий ей динамизм и остроту силуэта.
В интерьере церкви преобладает обширное зальное помещение двухпридельной трапезной, где три пары столбов поддерживают систему парусных сводов с низкой стрелой подъема. Пол из чугунных плит с растительным орнаментом. Настенные росписи XIX в. и трехъярусные иконостасы отсутствуют.