Наименование объекта | Церковь Иоанна Богослова, конец XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Орехово-Зуевский район, д. Дулево, ул. Ленина |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Шерер Л.М. |
Церковь Иоанна Богослова строилась при кузнецовском фарфоровом заводе в 1912 -1917 гг. по проекту Л.М. Шерера, осталась незавершенной. В 1990-х гг. сильно поврежденное здание реставрировано и дополнено по эскизным чертежам Е.П. Салова: устроены крытая западная паперть и два крыльца с наружными лестницами, отдельно поставлена небольшая колокольня под низким шатром. По инициативе настоятеля храма в ограду включены три часовни, книжная лавка и дом причта.
Церковь сложена из кирпича на подвале для калорифера, несущие конструкции и сводчатые перекрытия бетонные. Архитектура здания с чертами «русского стиля» основана на принципах рационализма и живописности. Ступенчатая многообъемная композиция памятника в характере XVII в. симметрична относительно взаимно перпендикулярных осей. Центром ее служит высокий бесстолпный четверик храма, перекрытый парусным сводом, несущим массивный, подобный башне граненый световой барабан с луковичной главой. Алтарь, западный притвор и боковые приделы понижены и увенчаны малыми главами,
составляющими с центральной традиционное пятиглавие. Еще более низки малые алтари приделов и отвечающие им западные апсидальные выступы. Усложненная компоновка наружных масс сопровождается их декоративной насыщенностью. В нарядном убранстве, которое нарастает по вертикали, преобладают формы допетровского зодчества: различные варианты кокошников, пояса ширинок, полуколонки с перехватами и пр. Исторические мотивы соседствуют с новейшими, среди которых рельефные кресты, городчатые подзоры и фигурные тимпаны над окнами.
Богатство и разнообразие внешних художественных форм здания внутри сменяется ясностью структуры, где доминирует обширное подкупольное пространство, сливающееся с периферийными ячейками посредством высоких арок большого пролета. Храм хорошо освещен многочисленными окнами, часть которых сгруппирована по три. Поверхности стен и сводов расписаны в середине 1990-х гг. В.Д. Степановым по новой штукатурке. Деревянный пол покрыт линолеумом. Поставлены двухъярусные иконостасы из дерева, типологически близкие тябловым.