Наименование объекта | Церковь Иоанна Предтечи, 1704-1709 гг., 1779 г., 1780-е гг., арх. М.А. Протасьев (?) |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Московская обл., Наро-Фоминский р-н, д. Афинеево |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1704-1709 годы, 1779 год, 1780-е годы |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Протасьев М.А. |
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ построена из кирпича в 1704 — 1709 гг. в усадьбе М.А. Протасьева. В 1788 г. иждивением И.В. Ступишина частично обновлена: к северной стене пристроены ризница и портик, переделаны венчающий барабан и карнизы, на месте прежней возведена новая колокольня.
Храм стиля московского барокко общей композицией исходит из традиционной схемы посадских церквей. Его центральный объем типа «восьмерик на четверике», весьма характерный для своего времени, сочетается с пониженной трехчастной апсидой, небольшой трапезной и северным приделом. Второй ярус опирается на стены двусветного основания и ступенчатые тромпы. Глухой сомкнутый свод поддерживает крупный барабан с фигурной главой. Динамичной структуре масс соответствует компоновка оконных проемов: расположенные в трех уровнях, они образуют на обозримом южном фасаде храма эффектную пирамидальную группу. Основным элементом наружного убранства служат однотипные наличники с «разорванными» фронтонами, сложенные из кирпича и белого камня. Вторичные части здания, отмеченные большим мастерством исполнения, созданы в стиле классицизма с привлечением декоративных мотивов ложной
готики. Особенно выразительна колокольня в четыре яруса, увенчанная шпилем. Ее двухэтажное основание охватывают тосканские портики из парных трехчетвертных колонн, цилиндрический ярус звона украшает стрельчатая аркада. Нарядный антаблемент с белокаменными кронштейнами под карнизом повторен на четверике храма и в портике лоджии северного фасада.
Сводчатые помещения церкви носят замкнутый, самодовлеющий характер. Первоначально трапезная сообщалась с храмом тремя проемами, из которых крайние в соответствии с практикой своего времени, видимо, были окнами. Эти проемы заложены, один из них превращен в нишу, где находится раскрашенная деревянная статуя в рост «Христос в темнице». Пятиярусный, в основе первоначальный главный иконостас с золочеными витыми колонками, резными кронштейнами и накладками на малиновом поле значительно поновлен. Стены и своды покрывает неоднократно обновлявшаяся масляная сюжетная и декоративная живопись. Малый иконостас в приделе, паникадила и утварь — конца XIX в. Пол в здании из каменных плит. Окна, сохранившие подставы для наружных ставней, забраны металлическими решетками с кубоватым раппортом.