Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Иоанна Предтечи, 70-е — 80-е года XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Рузский район, с. Сумароково
Вид объекта no
Датировка 70-е - 80-е года XIX века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Церковь Иоанна Предтечи в селе Сумарокове (в прошлом Ащерине) возведена на средства, собранные прихожанами, в 70-х — 80-х годах XIX века. Дело о выдаче сборной книги на построение каменного храма датировано 1871 годом, а в 1885 году было получено «дозволение” на роспись стен и сводов новопостроенной церкви.

Перестройки и утраты: Полностью разрушена колокольня. Штукатурка и некоторые детали декора осыпаются. Кровельное покрытие находится в плохом состоянии. На сводах растут кусты. В интерьере большая часть штукатурной поверхности утрачена. Живопись сильно потемнела. Полы разобраны. Убранство интерьера не сохранилось.

Описание памятника: Церковь расположена на кладбище, на юго-восточной окраине села. Здание кирпичное оштукатуренное на белокаменном цоколе и с белокаменными деталями декора выстроено в эклектичных формах, с элементами псевдорусского стиля. Памятник представляет собой компактный четырехстолпный храм вместе с тремя гранеными апсидами, вписанный в квадрат и увенчанный массивным световым восьмериком с глухим декоративным барабаном главы. Алтарная часть по ширине и высоте равна четверику храма. Средняя апсида несколько превышает по объему боковые. На западном фасаде храма сохранились фрагменты пилонов примыкавшей к нему колокольни. Архитектура здания характеризуется несоответствием наружной и внутренней структуры. На боковых фасадах ячейка, отвечающая подкупольному квадрату, ограничена парными пилястрами и завершена тремя декоративными кокошниками. В совокупности с восьмериком второго яруса, поставленным на той же

поперечной оси, этот прием создает иллюзию храма типа «восьмерик на четверике» Западное членение в две оконных оси воспринимается трапезной, восточное занято алтарями. Система наружной декорации основного объема с килевидными обрамлениями проемов и кокошников восходит к «тоновской» архитектуре с ее обращением к национальным мотивам. Обработка восьмерика с барабаном граненой луковичной главы повторяет образцы петровского времени. Профили карнизов и обрамлений крупны и упрощены. Кирпичные элементы дополнены штукатуркой. В структуру венчающего карниза введена белокаменная плита. Единое внутреннее пространство в соответствии с фасадными делениями расчленено развитыми кресчатыми столбами и арками на отдельные компартименты. Центральная ячейка на уровне первого яруса перекрыта восьмидольным сомкнутым сводом на тромпах, с небольшим отверстием в щелыге, открывающимся в световой восьмерик второго яруса. Отверстие неоправданно мало, поэтому восьмерик приобретает значение в основном композиционного элемента. Его свод недоступен для осмотра, но, по-видимому, тоже сомкнутый. Остальные своды преимущественно парусные. На стенах и сводах сохранились незначительные фрагменты сильно потемневшей и осыпающейся масляной живописи. Из-за плохой сохранности росписей композиции не читаются, за исключением «Новозаветной Троицы», расположенной на своде, перекрывающим центральную часть храма. Полы деревянные. Солея белокаменная. Кровли покрыты железом. Здание сложено из кирпича размером: 27,5×12,5 х 7см, система кладки тычковая. Раствор смешанный.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в феврале 1982 г./