Наименование объекта | Церковь Казанская, 1675 г. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, г. Котельники |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1675 г. |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия |
Техническое состояние | - |
Архитектор | Жилярди Д.И. |
ЦЕРКОВЬ КАЗАНСКАЯ сооружена в дворцовой хозяйственной вотчине во второй половине 1670-х — начале 1680-х гг. Выдающийся памятник зодчества XVII ст., она по типу принадлежит к кругу современных ей аналогичных построек в царских селах Алексеевском и Тайнинском. Однако стоящая в стороне от оживленных путей, церковь получила более скромное наружное оформление. Со временем облик здания изменялся. В 1809 г. было разобрано окружавшее церковь открытое гульбище с лестницами и крыльцами. В 1830-х гг. перестроена колокольня. Позднее разрушены завершения основных объемов, интерьеры искажены. С середины 1990-х гг. ведутся работы по реставрации памятника под руководством Н. А. Быковской: восстановлены главы храма и его интерьеры, начато воссоздание галерей.
Кирпичное здание с развитой объемно-пространственной композицией поставлено на высокий сводчатый подклет. Бесстолпный двусветный четверик храма перекрыт сомкнутым сводом, увенчанным двумя ярусами кокошников и компактным глухим пятиглавием. С трех сторон храм охвачен двусветным помещением обширной трапезной с хорами, покоящимися на
столбах и коробовых сводах. Идущие по периметру зала, хоры образуют двухъярусные аркады, на которые опирается свод с многочисленными распалубками. Первоначально хоры были связаны с жилыми хоромами, о чем напоминает портал в их северной стене. Основным мотивом внешнего декоративного убранства здания служат разнообразные по форме оконные наличники. Выполненные из тесаного кирпича и побеленные, они отчетливо выделяются на фоне розовых стен, покрытых обмазкой с цемянкой. Над нижним рундуком западной лестницы поднимается трехъярусная шатровая колокольня, сооруженная вместо прежней по проекту А. О. Жилярди в 1839 г. Подражающая старому образцу, она стала в Подмосковье одним из ранних примеров архитектуры псевдорусского стиля.
Храм, внутри оштукатуренный и побеленный, хорошо освещен двумя ярусами окон, забранных кубчатыми и косыми решетками. Новый пол имитирует древний кирпичный, который сохранился в остатках. Изготовляется высокий резной деревянный иконостас, предусмотренный в формах рубежа XVII —XVIII вв. Вместе с иконами того же времени он станет лучшим украшением церкви.