Наименование объекта | Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1778 г., 1845-1856 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Луховицкий район, с. Долгомостьево |
Вид объекта | Памятник |
Датировка | 1778 г., 1845-1856 гг. |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | реставрация проведена |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Казанская церковь в селе Долгомостьево (Долгомостье, Долгий Мост, Никольское) построена в 1778 г. К этому времени относятся храм с центральной апсидой, внутренние стены трапезной и колокольня. Тогда же сооружены ограда с башней. В1845-1856гг. храм с апсидой и трапезная были обстроены с юга и севера приделами, а к западному фасаду колокольни пристроена паперть. В конце XIX – начале ХХ вв. с юга и севера к паперти были сделаны пристройки. Иконостас храма, вероятно, первоначален (кон. ХУШв), в приделах — второй воловины XIX в. Однако Царские врата северного придела взяты из другого, более раннего иконостаса втор.пол. XVIII в. Настенные росписи выполнены в 1984-1985 гг., причем до этого, по словам священника, живописи не было. Помимо главного престола в церкви имеется четыре придельных: Иоанна Воина и Спаса Нерукотворного (с севера и юга в храме), Никольский и митрополита Алексея приделы в трапезной.
Реставрационные работы проведены
Описание памятника: Церковь расположена на восточной окраине села. На нее ориентирована сельская улица, перспективу которой замыкает вертикаль колокольни. Кирпичная, оштукатуренная, на белокаменное цоколе церковь включает храм с трапезной и колокольней, выстроенные в стиле позднего барокко, и приделы храма и трапезной в стиле позднего классицизма. Общая композиция имеет трехчастную, симметричную продольно-осевую структуру. Возвышающийся над приделами четверик храма несет восьмидольную кровлю, которую завершает четырехгранный со скошенными углами декоративный барабан. Прямоугольная апсида четверика образует единый объем с апсидами приделов. Приделы храма несколько выступают относительно приделов трапезной, в объем которой почти целиком включен нижний ярус колокольни. Второй ярус звона с небольшим ярусом-резонатором завершен шатром, придающим колокольне оттенок архаичности. С запада первый ярус колокольни закрывает паперть, по сторонам которой расположены выступающие вперед пристройки.
Наружный декор церкви скуп и лаконичен, первоначальный четверик прорезан окнами второго света — круглым в центре и двумя боковыми прямоугольными. Проемы оформлены рамочными наличниками. Углы отмечены массивными пилястрами. Венчающий карниз, включающий белокаменные обломы, тонко профилирован. Барабан обработан угловыми пилястрами, над которыми раскрепован венчающий карниз. Другой объем, сохранивший снаружи первоначальный облик — колокольня, чей второй ярус прорезан высокими арочными проемами звона, а ярус — резонатор — круглыми окнами. Венчающий карниз второго яруса обладает довольно красиво прорисованным карнизом с белокаменными профилями. Более поздние части церкви отличаются грубоватым, упрощенным декором. Приделы храма выделены пилястровым портиком с треугольным фронтоном. Особенность его — в том, что пилястры не доходят до фронтона, а их упрощенные капители объединены профилированной тягой. В центре расположен входной проем, по бокам — окна.
Проемы приделов и апсиды — прямоугольные с четвертями. Фасады приделов трапезной расчленены арочными окнами, сгруппированными попарно. Пары окон разделены арочными нишами.
Архивольты проёмов и ниш опираются на пилястры, образуя непрерывную аркатуру. Западный фасад паперти имеет в центре входной проем в арочной нише, выделенный ризалитом. По сторонам его расположено по одному арочному окну. Прямоугольные окна боковых пристроек акцентированы помещенными над ними дугообразными сандриками.
Четверик храма переходит в восьмерик при помощи ступенчатых тромпов. Восьмерик перекрыт сомкнутым вводом. Апсида храма перекрыта лотковым сводом. Приделы храма и боковые апсиды имеют плоские перекрытия. Соединяющееся с храмом арочным проемом бесстолпное помещение трапезной также имеет плоское перекрытие. Плоские потолки сделаны и в приделах трапезной. Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. В паперти и боковых пристройках — плоские перекрытия,
В храме и приделах сохранились резные деревянные позолоченные иконостасы. Иконостас храма в стиле раннего классицизма решен в виде портика. В композиции доминируют вертикальные членения. Каннелированные пилястры композитного ордера, членящие весь иконостас на три вертикальных прясла, несут антаблемент, раскрепованный над центральным «интерколумнием» и выделенный пологим треугольным фронтоном. Над антаблементом размещены круглые иконы верхнего ряда в пышных обрамлениях. Завершает всю композицию деревянное скульптурное Распятие. Центральный «интерколумний» подчеркнут высокой аркой, в которую вписаны Царские врата, замечательные своими резными рельефами, изображающими евангелистов, Благовещение и архангелов. Скульптурное убранство иконостаса дополняют фигуры ангелов, сидящих на карнизе верхнего антаблемента, а также херувимы над иконами боковых прясел и во фризе антаблемента.
Одинаковые иконостасы боковых приделов выполнены в формах эклектики, стилизованных под барокко. Композиция, включающая четыре ряда икон, членится в основной части (на уровне 2-го и 3-го рядов) каннелированными пилястрами композитного ордера. Антаблемент, раскрепованный над пилястрами, несет верхний ряд икон. В центре расположены Царские врата. В северном приделе сохранились барочные Царские врата второй половины XVIII в. с сочной резьбой растительного орнамента. Эклектичные Царские врата в южном . приделе имеют суховатый характер резного убранства.
В трапезной стоят две кафельные печи с .гладким белым кафелем размером 24 х 44 см. Полы в церкви выложены полихромной метлахской плиткой. Вдоль западной границы участка сохранилась кирпичная ограда, обработанная снаружи равномерно расположенными лопатками, между которыми помещены полукруглые ниши. На северо-западном углу участка стоит трехъярусная башня. Оригинальная композиция состоит из убывающих по размерам четвериков. Углы их отмечены огибающими лопатками. Два верхних яруса украшены круглыми ложными окнами с рамочными наличниками.
Своеобразный пример сельской приходской церкви конец XVIII в. в стиле позднего барокко. Шатёр колокольни сообщает памятнику оттенок архаичности. Приделы, пристроенные в середине XIX в., отражают упадок стиля классицизм. Большую ценность представляет иконостас храма в стиле раннего классицизма.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./