Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1778 г., 1845-1856 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Луховицкий район, с. Долгомостьево
Вид объекта Памятник
Датировка 1778 г., 1845-1856 гг.
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус объект культурного наследия регионального значения
Техническое состояние реставрация проведена
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Казанская церковь в селе Долгомостьево (Долгомостье, Долгий Мост, Никольское) построена в 1778 г. К этому времени относятся храм с централь­ной апсидой, внутренние стены трапезной и колокольня. Тогда же сооружены ограда с башней. В1845-1856гг. храм с апсидой и трапезная были обстроены с юга и севера приделами, а к западному фасаду колокольни пристроена паперть. В конце XIX – начале ХХ вв. с юга и севера к паперти были сделаны пристройки. Иконостас храма, вероятно, первоначален (кон. ХУШв), в приделах — второй воловины XIX в. Однако Царские врата северного придела взяты из другого, более раннего иконостаса втор.пол. XVIII в. Настенные росписи выполнены в 1984-1985 гг., причем до этого, по словам священника, живописи не было. Помимо главного престола в церкви имеет­ся четыре придельных: Иоанна Воина и Спаса Нерукотворного (с севера и юга в храме), Никольский и митрополита Алексея приделы в трапезной.

Реставрационные работы проведены

Описание памятника: Церковь расположена на восточной окраине села. На нее ориентирована сельская улица, перспективу которой замыкает вертикаль колокольни. Кирпичная, оштукатуренная, на белокаменное цоколе церковь включает храм с трапезной и колокольней, выстроенные в стиле позднего барокко, и приделы храма и трапезной в стиле позднего классицизма. Общая композиция имеет трехчастную, симметричную продольно-осевую структуру. Возвышающийся над приделами четверик храма несет восьмидольную кровлю, которую завершает четырехгранный со скошенными углами декоративный барабан. Прямоугольная апсида четверика образует единый объем с апсидами приде­лов. Приделы храма несколько выступают относительно приделов трапезной, в объем которой почти целиком включен нижний ярус колокольни. Второй ярус звона с небольшим ярусом-резонатором завершен шатром, придающим колокольне оттенок архаичности. С запада первый ярус колокольни закрывает паперть, по сторонам которой расположены выступающие вперед пристройки.

Наружный декор церкви скуп и лаконичен, первоначальный четверик прорезан окнами второго света — круглым в центре и двумя боковыми прямоугольными. Проемы оформлены рамочными наличниками. Углы отмечены массивными пилястрами. Венчающий карниз, включающий белокаменные обломы, тонко профилирован. Барабан обработан угловы­ми пилястрами, над которыми раскрепован венчающий карниз. Другой объем, сохранивший снаружи первоначальный облик — колокольня, чей второй ярус прорезан высокими арочными проемами звона, а ярус — резонатор — круглыми окнами. Венчающий карниз второго яруса обладает довольно красиво прорисованным карнизом с белокаменными профилями. Более поздние части церкви отличаются грубоватым, упро­щенным декором. Приделы храма выделены пилястровым портиком с треугольным фронтоном. Особенность его — в том, что пилястры не дохо­дят до фронтона, а их упрощенные капители объединены профилирован­ной тягой. В центре расположен входной проем, по бокам — окна.

Проемы приделов и апсиды — прямоугольные с четвертями. Фасады приделов трапезной расчленены арочными окнами, сгруппированными попарно. Пары окон разделены арочными нишами.

Архивольты проёмов и ниш опираются на пилястры, образуя непрерывную аркатуру. Западный фасад паперти имеет в центре входной проем в арочной нише, выделенный ризалитом. По сторонам его расположено по одному арочному окну. Прямоугольные окна боковых пристроек акцентированы помещенными над ними дугообразными сандриками.

Четверик храма переходит в восьмерик при помощи ступенчатых тромпов. Восьмерик перекрыт сомкнутым вводом. Апсида храма перекрыта лотковым сводом. Приделы храма и боковые апсиды имеют плоские перекрытия. Соединяющееся с храмом арочным проемом бесстолпное помещение трапезной также имеет плоское перекрытие. Плоские потолки сделаны и в приделах трапезной. Нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. В паперти и боковых пристройках — плоские перекрытия,

В храме и приделах сохранились резные деревянные позолоченные иконостасы. Иконостас храма в стиле раннего классицизма решен в виде портика. В композиции доминируют вертикальные членения. Каннелированные пилястры композитного ордера, членящие весь иконостас на три вертикальных прясла, несут антаблемент, раскрепованный над центральным «интерколумнием» и выделенный пологим треугольным фронтоном. Над антаблементом размещены круглые иконы верхнего ряда в пышных обрамлениях. Завершает всю композицию деревянное скульптурное Распятие. Центральный «интерколумний» подчеркнут высокой аркой, в которую вписаны Царские врата, замечательные своими резными рельефами, изображающими евангелистов, Благовещение и архангелов. Скульптурное убранство иконостаса дополняют фигуры ангелов, сидящих на карнизе верхнего антаблемента, а также херувимы над иконами боковых прясел и во фризе антаблемента.

Одинаковые иконостасы боковых приделов выполнены в формах эклектики, стилизованных под барокко. Композиция, включающая четыре ряда икон, членится в основной части (на уровне 2-го и 3-го рядов) каннелированными пилястрами композитного ордера. Антаблемент, раскрепованный над пилястрами, несет верхний ряд икон. В центре расположены Царские врата. В северном приделе сохранились барочные Царские врата второй половины XVIII в. с сочной резьбой растительного орнамента. Эклектичные Царские врата в южном . приделе имеют суховатый характер резного убранства.

В трапезной стоят две кафельные печи с .гладким белым кафелем размером 24 х 44 см. Полы в церкви выложены полихромной метлах­ской плиткой. Вдоль западной границы участка сохранилась кирпич­ная ограда, обработанная снаружи равномерно расположенными лопатками, между которыми помещены полукруглые ниши. На северо-запад­ном углу участка стоит трехъярусная башня. Оригинальная компози­ция состоит из убывающих по размерам четвериков. Углы их отмечены огибающими лопатками. Два верхних яруса украшены круглыми ложными окнами с рамочными наличниками.

Своеобразный пример сельской приходской церкви конец XVIII в. в стиле позднего барокко. Шатёр колокольни сообщает памятнику оттенок архаичности. Приделы, пристроенные в середине XIX в., отражают упадок стиля классицизм. Большую ценность представляет иконостас храма в стиле раннего классицизма.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./