Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1780 г., 1853 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Каширский район, с. Растовцы
Вид объекта no
Датировка 1780, 1853 года
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Каменный приходский храм Иконы Казанской Богоматери села Растовцы выстроен в 1780 году помещицей Ксенией Логиновной Натальиной и освящен во имя Иконы Казанской Богоматери.В 1853 году на средства помещиков Татаринова и Родичева храм ремонтировался и поновлялся. Наиболее значительные изменения были внесены в архитектуру колокольни, ее первый ярус был перестроен, два верхних полностью выстроены заново по новому проекту.

Перестройки и утраты: Утрачено покрытие четверика; трапезной и все завершение колокольни.

Описание памятника: Церковь Иконы Казанской Богоматери поставлена на взгорье, на северной окраине села. Церковь выстроена из кирпича (290x40x75) на белокаменном цоколе верстовой кладкой. Фасады первоначально покрывала известковая обмазка. Архитектура храма, в которой использованы упрощенные мотивы раннего русского барокко в сочетании с древнерусской планировочной основой и конструктивными приемами, архаична для своего времени. Все части здания церкви: аспида, собственно храм, трапезная и колокольня размещены на единой продольной оси. Бесстолопный одноглавый храм, в форме двухсветного четверика, перекрыт сомкнутым восьмигранным сводом с отверстием светового фонаря в центре. Переход от четверика к восьмиграннику свода осуществлен с помощью ступенчатых тромпов. Фонарик выполнен в форме четверичка с окошками в рамочных наличниках, с угловыми, развернутыми по 45 пилястрами и крепованным карнизом. Фонарик несет низкий круглый кирпичный барабанчик, главку с яблоком и крестом. Пространство собственно храма соединено широкой аркой с прямоугольным алтарем, перекрытым сомкнутым сводом. Квадратная в плане трапезная, стены которой выступают за линию боковых фасадов храма, не сохранила первоначального перекрытия, затемненного в XIX веке сводами Манье. Первые ярусы всех частей храма объединены в общее основание одной высотой и общими членениями (белокаменный цоколь, венчающий карниз- антаблемент). Общий карниз-антаблемент, проходящий также по фасадам четверика,

расчленяет его на два яруса. На северном и южном фасадах, в каждом ярусе четверика, помещено по два проёма /на первом дверной и оконный/. Окна второго яруса обведены простыми кирпичными рамками, между которыми помещены круглые медальоны и профилированные импосты. Оформление окон первого яруса не сохранилось, старые перемычки переложены в ХIX в, на клинчатые. Переложен так же венчающий карниз четверика, верхний профиль которого выполнен из белого камня. Оригинален мотив убранства церкви кирпичным поясом и виде гирлянды. Выложена гирлянда из двух рядов кирпича: верхнего обычного и нижнего, подтёсанного в полувал. Размещены гирлянды на боковых фасадах четверика, под окнами второго яруса, и на трапезной по линии архитрава карниза-антаблемента. Ограничены гирлянды широкими угловыми лопатками, которыми обработаны все углы церкви.

Примыкающая к трапезной, трёхъярусная колокольня выстроена в упрощенных формах позднего классицизма. В квадратный в плане первый ярус колокольни, оформляющий западный вход в трапезную, вписаны четыре массивные пилона. Образованное в результате крещатое в плане пространство, перекрыто системой арок и купольным сводом. Верхние два яруса колокольни, так же квадратные в плане, прорезаны высокими арками звона, убраны широкими угловыми лопатками и карнизами. В интерьере церкви, которой судя по письменным источникам, отличался богатством убранства и утвари, сохранился главный классицистический иконостас /без икон/. Иконостас, выполненный, вероятно, в середине XIX в., близок по композиции одновременно и высоким русским иконостасам, и в то же время иконостасам – архитектурным сооружениям, распространенным в эпоху классицизма. Креповкой выделена центральная часть иконостаса с Царскими вратами. Вертикальные членения подчёркнуты коринфскими канелированными пилястрами большого ордера, несущими фриз и карниз. Над центральной креповкой помещен треугольный фронтон. Между пилястрами в рамах размешались четыре ряда икон. Пол церкви покрыт метлахской плиткой.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июне 1984 г./