Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Казанской иконы Божией Матери, 1825-1838 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Ногинский район, с. Иванисово
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Самое раннее упоминание о деревянной церкви Михаила Архангела: “на погосте на реке Раменке» при деревне Иванисово, относится к 1627-1628 гг. Погост еще в кон. ХVI в. находился в вотчине бояр Шереметевых (1585 г.) В ХVIIв (после 1623 г.) он перешел во владение князей Одоев- ских, при которых в 1704 г. Иванисово упоминается как сельцо. В 1736 г. Иванисово принадлежало Ив. Петр. Толстому. В кон. ХVIII в (1785) в селе, принадлежавшем нескольким владельцам (И. М. Голицыну, В. А. Всеволожскому, А. А, Долгорукову, А. И. Адуевскому, А.И. Ушакову), стояла деревянная церковь Михаила Архангела. Ныне существующая Казанская церковь с приделами пр. Ильи и Михаила Архангела, построена в 1825-1838 гг. Сооружение началось по заказу генерал-адъютанта Сипягина, закончилось на средства генерал-лейтенанта Иловайского. Росписи в интерьере относятся к 1857г., но позднее неоднократно поновлялись, иконостасы поставлены во втор. пол. XIXв.(до 1887 г.),полы в апсиде, по-видимому, первоначальные, в храме и трапезной — нач. XX в. (до этого были лешадные полы).

Перестройки и утраты: Цоколь облицован мрамором. К южному фасаду примыкает небольшая деревянная пристройка, к северному — кирпичная. Сделаны новые ограда и ворота.

Описание памятника: Церковь расположена на восточной окраине села, на кладбище. Кирпичное оштукатуренное здание в стиле ампир построено по трехчастной композиционной схеме. Храм с апсидой и трапезная в плане образуют форму латинского креста, четверик храма несет световую ротонду, на купол которой поставлен глухой цилиндрический барабан. Оригинально завершение барабана в виде конусовидной главы с яблоком и крестом. К четверику примыкают равновеликие прямоугольные в плане апсида и боковые притворы. Квадратная в плане, трапезная равна по ширине четверику храма. Двухъярусная, со средним полуярусом и венчающим резонатором колокольня, с юга и севера дополнена сильно выступающими пониженными пристройками. Ярусы и полуярус -куоические. Восьмигранный резонатор увенчан шпилем. Лаконичный декор стилистически строго выдержан в формах позднего ампира. Фасады четверики, апсиды и нижнего яруса колокольни с запада, оформлены одинаковыми четырех-колонными дорическими портиками с треугольными фронтонами. Арочному входному проему в центральном интерколумнии (в апсиде ниша) отвечают полуцилиндрические арочные ниши в боковых интерколумниях. Сима фронтонов украшена мутулами. Ротонда храма прорезана восемью арочными окнами, простенки между которыми до уровня пят перемычек, обработаны ленточным рустом. Барабан решен в виде глухой беседки, опоясанной колоннами ионического ордера. Симметричные по композиции фасады трапезной имеют три арочных окна, вписанных в аналогичные по форме ниши с профилированными архивольтами. В уровне пят перемычек проемы соединены профилированными тягами. Венчающий карниз с мутулами аналогичен храму, перед западным входом в колокольню устроен деревянный тамбур, над проемом которого расположено полукруглое окно. Завершен тамбур фронтоном. Декор фасадов колокольни в верхних ярусах менее строг и каноничен, полуярус четко делится тягой на две части. Нижняя половина — глухая, без декора. Верхняя половина, покрытая ленточным рустом, имеет полукруглые трехчастные окна — ложные на южном, северном и восточном фасадах и с центральным, световым проемом на западном фасаде. Второй ярус, с крупными арочными проемами звона, украшен по сторонам сдвоенными ионическими пилястрами. Пилястры выглядят подчеркнуто нетектонично, декоративно, т.к.

их капители не несут — ангаблемента и как бы повисают на плоскости стены. Гладкие стены резонатора прорезаны по странам света круглыми проемами.

Внутреннее пространство храма представляет собой единую купольную ротонду, стены которой прорезаны по странам света широкими арочными проемами, ведущими в апсиду, притворы и трапезную. Помещения апсиды, притворов и бесстолпной трапезной перекрыты цилиндрическими сводами. В западной части трапезной устроены хоры – деревянный балкон во всю ширину помещения, поддерживаемый двумя колоннами тосканского ордера. На хоры ведет деревянная двухмаршевая лестница в юго-западном углу. Арочный проем соединяет трапезную с нижним ярусом колокольни, перекрытым плоским парусным сводом. В северной части яруса расположена деревянная лестница. В церкви сохранились три деревянных резных, с позолоченными деталями, иконостаса. Небольшой трехъярусный иконостас храма выполнен в формах эклектики. Криволинейный абрис плана иконостаса повторяет очертания ротонды. Два нижних яруса с прямоугольными рамами объединены каннелированными полуколоннами с композитными капителями. Верхний Деисусный ряд в центре выделен арочной рамой, над которой возвышается еще одна арочная рама с двускатным завершением. Царские врата украшены сочной резьбой растительного орнамента, над ними помещено изображение Святого Духа в виде голубя. Резной растительный орнамент декорирует среднюю часть иконостаса. Карниз с модульонами отделяет два нижних яруса от верхнего. Двухъярусный «Г-образный в плане, иконостас северного (Благовещенского) придела трапезной, выполнен в формах эклектики. Основная часть композиции прямоугольными рамами объединена витыми колонками, по центральным осям западной и южной сторон возвышаются рамы с треугольным фронтоном. Над резными Царскими вратами — круглый проем, заполненный радиально расходящимися лучами сияния. Трехъярусный «Г”- образный в плане, иконостас южного придела трапезной Ильи Пророка, выполнен в формах эклектики. Два нижних ряда с прямоугольными рамами поярусно расчленены витыми колонками. Верхний ярус на обеих сторонах иконостаса состоит из трех арочных рам. Арочные Царские врата украшены сочной резьбой растительного орнамента. Стены и своды церкви расписаны маслом в позднеакадемическом стиле, иконографическая схема росписей традиционна. В храме: в куполе — Новозаветная Троица; между окнами ротонды — архангелы; между проемами вверху — евангелисты, внизу — митрополиты Петр и Алексей; на боковых стенах проемов, ведущих из храма в притворы и трапезную — Владимир, Кирилл, Мефодий, Ольга, Иона, Михаил. В северном рукаве креста храма: на северной и южной стенах -избранные святые; на западной стене — «Исцеление, расслабленного». В южном рукаве храма на западной стене — «Динарий кесаря.» В апсиде: на восточной стене с юга — «Уверение Фомы», с севера — «Преломление хлеба», в люнете — «Сошествие св. Духа»; на своде — Дух Святой и ангелы; на южной стене — Христос и Мария Магдалина; на западной стене — «Благовещение»; на арке проема — растительный орнамент в технике «гризайль». В трапезной: на своде — Ветхозаветная Троица; на западной стене «Снятие с креста» и «Успение Богоматери». В первом ярусе колокольни: на своде — Дух Святой и херувимы, на западной стене — Лепта вдовицы, притча о фарисее и мытаре. Полы в храме и трапезной выложены полихромной метлахской плиткой в виде геометрического орнамента. В апсиде пол выстлан чугунными плитами с орнаментальным рисунком.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./