Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Михаила Архангела, 1715 г.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Каширский район, с. Злобино
Вид объекта Церковь
Датировка 1715 год
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Церковь Михаила Архангела выстроена в 1715 г. на средства вотчинника стольника Иова Ивановича Писарева, при содействии архимандрида Тихона-настоятеля Спасского Ярославского Монастыря.

Перестройки и утраты: На здании церкви отсутствуют кровли. Разрушено завершение придела. Из-за отсутствия покрытия во многих местах разрушены карнизы и кирпичная кладка верха стен.

Описание памятника: Монументальное, с активными вертикальными элементами, здание церкви расположено на небольшой возвышенности, среди ровного открытого ландшафта. Старинное село, раскинувшееся по берегам неглубокого оврага с прудом и земляной дамбой плотины, находится в 1 км. от церкви.

Кирпичное здание церкви, украшенное богатым белокаменным декором, выстроено в стиле московского барокко. Характерна двуцветность фасадов церкви. Наряду с этим, в архитектуре церкви встречаются такие приемы и формы, получившие распространение, в искусстве русского барокко первой половины XVIII в. В основу объемной структуры здания заложен распространенный тип бестольного посадского храма. Аспида, собственно храм, представляет собой мощный, слегка вытянутый в поперечном направлении, двухсветный четверик, перекрытый лотковым сводом с восьмигранным отверстием в центре, которое раскрывает внутреннее пространство глухого барабана. Пространство собственно храма соединено тремя арочными проемами с алтарем, размещенным в одной обширной аспиде. Конфигурация аспиды прямоугольник с полукруглой центральной частью — одно из самых ранних подобного рода решений, использованных в архитектуре ХVIII в. Аспида перекрыта системой сводов, состоящей из конхи над полукруглой частью и полусомкнутого свода над основной частью.

Квадратная в плане трапезная соединена с собственно храмом нешироким центральным арочным проемом. По сторонам проема в западной стене трапезной устроены арочные ниши, в которых размерены окна в собственно храм. Трапезная перекрыта полулотковым сводом. В северной её части устроен придел, имеющий вид крохотного бесстолпного храмика. Двухсветный четверичек выведен за приделы кровли трапезной. Северная стена четверичка придела совпадает со стеной трапезной, а остальные стены в интерьере заменены арочными проёмами, опирающимися на два угловых столба.

Нижний ярус трехъярусной колокольни решен по типу крыльца перед западным входом в церковь. Верхние ярусы колокольни опираются на два мощных столба и западную стену

трапезной /в ней сделана лестница на колокольню/, между которыми переброшены арки и возведен крестовый свод.

Объемная композиция и силуэт храма построены на контрасте низкого единого основания храма с вертикалями церкви и колокольни. В единое основание церкви включены первые ярусы всех её элементов, которые имеют одну высоту, общие членения /трёхчастный карниз-антаблемент/и единое декоративное убранство /угловые лопатки и пышные наличники-рамы с фигурными белокаменными навершиями/.

Композиция основного объема храма, состоит из монолитного четверика с развитым декоративным завершением , имеющим вид широкого трёхчастного карниза-антаблемента, фриз которого украшен пилястрами и поясом кокошников. Над фигурным покрытием четверика сооружено развитое венчание: двухъярусный восьмигранный барабан с главой яблоком и крестом. Грани барабана украшены нишами-рамами, рёбра отмечены белокаменными колонками на фигурных кронштейнах, каждый ярус барабана завершен трёхчастным карнизом-антаблементом.

Несмотря на симметрию плана церкви и симметрию фасадов большинства частей здания, южный и северный фасады четверика имеют некоторые различия. На северном фасаде отсутствует одно окно первого яруса, что нарушает симметрию фасада, центр которого, как и центр фасада южного, выделен монументальным порталом с профилированным архивольтом арки входа, боковыми пилястрами, карнизом и фигурным навершием, повторяющем в увеличенном размере навершия оконных наличников. Симметрия главных фасадов четверика во втором ярусе поддержана размещением парных окон с наличниками. Сочетание трёхосевого членения в первом ярусе четверика с двухосевым членением второго яруса закладывает в композицию фасада ярусную основу, развитую в венчании четверика.

Трехъярусная колокольня состоит из первого яруса-крыльца, второго яруса — глухого четверика и восьмерика звона, прорезанного высокими арками. Над арками помещено завершение: трехчастный карниз — антамблимент, в широкий фриз которого вставлены круглые окна резонаторов. Восьмерик перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом, покрытым фигурной кровлей /сохранилась только обрешётка/. Колокольня увенчана барабанчиком с узкими щелевидными окнами резонаторов, главкой, яблоком и крестом с цепями. В окнах апсиды и второго света четверика сохранились металлические решётки с фигурным рапортом. Церковь сложена тщательно выполненной вестовой кладкой с затиркой швов.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июне 1984 г./