Наименование объекта | Церковь Николая Чудотворца, 1783-1787 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Павлово-Посадский район, с. Васютино |
Вид объекта | no |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Храмовый комплекс XVIII — XIX вв. составляют два различные по типологии и стилистике здания — церковь и часовня, — объединенные современной оградой. Каждый из памятников наглядно отражает особенности современной ему архитектуры, а их сопоставление ярко иллюстрирует движение в развитии русского зодчества от местного своеобразия к общеевропейскому универсализму.
Никольская церковь построена из кирпича вместо деревянной в 1783 — 1787 гг. на средства прихожан. В 1889 г. увеличена площадь придела. Представитель провинциального зодчества эпохи классицизма, памятник своей типологиеи, конструкцией и характером декоративных приемов тесно связан с традицией более раннего времени. Бесстолпный храм в виде двусветного четверика с граненой апсидой несет при помощи многоступенчатых тромпов массивный световой восьмерик, увенчанный миниатюрным глухим барабаном главы. Тонкая пластическая разработка фасадов, присущая позднему барокко, основана на сопоставлении заглубленных и
выступающих плоскостей. Расчленяющие стены лопатки, филенки, накладные «доски» и плоские силуэтные наличники порталов и окон четко выделяются благодаря легкой игре светотени. При разнообразии рисунка наличников профилировка их элементов отсутствует. Часть лопаток украшена мелким рустом. Колокольня из четырех квадратных в сечении ярусов более проста. Рустовка основания выше сменяется угловыми пилястрами. В одном из помещений, устроенных в восточных пилонах, брала начало лестница к колоколам, продолженная в западной стене трапезной.
Внутри здания доминирует высокое целостное пространство храма, соединенное с трапезной аркой, значительно увеличенной в 1901 г. Остальные более низкие помещения слабо связаны между собой; перекрытые полулотковыми сводами, они имеют камерный характер. Стены и своды церкви скреплены металлическими, в том числе воздушными связями. Окна забраны решетками с фигурным раппортом. Несложная внутренняя отделка памятника, иконостасы и утварь новейшие.