Наименование объекта | Церковь Николая Чудотворца, 1853-1875 гг., 1893 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Истринский район, д. Петрово |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1853-1875 гг., 1893 г. |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | объект культурного наследия регионального значения |
Техническое состояние | после реставрации, действующая |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Петрово в 1852 году было владельческим сельцом Рузского уезда, 2-го стана, принадлежавшим подполковнику Петру Ивановичу Вырубову, имевшему здесь усадьбу. До сих пор от нее сохраняется старый заросший парк с прудами. Примерно в I версте от усадьбы находилась одноименная деревня того же владельца. Ни в одном из населенных пунктов, как и в соседнем Мансурове церковь не указана. Однако материалы 1892 года сообщают, что каменная церковь в селе Петрове построена вместо прежней деревянной на средства местного помещика Петра Ивановича Вырубова и прихожан. Перестройка старого здания осуществлялась постепенно. В 1853 году была сооружена в кирпиче теплая трапезная с Никольским престолом, позднее к ней был приложен холодный храм Петра и Павла. Колокольня, выстроенная по словам документа в 1825 году, в 1850-х годах была возобновлена и «возвышена». Несмотря на разновременность возведения отдельных частей, здание обладает стилевым единством, позволяющим заключить, что оно строилось по одному проекту. В 1854 году была возобновлена кирпичная церковная ограда. То же дело внутреннюю отделку, покрытие железом и освящение холодного храма датирует 1875 годом, что противоречит данным И. Благовещенского, согласно которым, приводимым на 1866 год, церковь уже тогда была двухпрестольной.
В 1892-1893 годах производилось дело об устройстве в теплой трапезной части церкви двух приделов вместо одного, прежнего, помещавшегося в середине трапезной. По указу 1893 года прежний Никольский престол переносился на правую сторону помещения, на левой стороне был размещен новый, Похвалы богородицы.
Церковь: Памятник характеризует архитектуру эпохи кризиса классицизма и поисков нового стиля, основанного на обращении к традиционным формам древнерусского зодчества. Типологически и композиционно принадлежит к хорошим образцам стиля ампир. Характер деталей и шатровое завершение колокольни вносят в архитектуру черты эклектики.
Перестройки и утраты: Утрачено внутреннее убранство и лестницы на колокольню. Разобрана значительная площадь пола, церковная ограда.
Реставрационные работы: Реставрация церкви произведена.
Описание памятника: Церковь стоит на ровном открытом месте, на отдельном погосте, в значительном удалении от села Петрова и усадьбы (700-800 м), но хорошо визуально и композиционно связана с обоими пунктами, вписываясь в один из углов пространственного треугольника, с усадьбой связана одной композиционной осью. На восток от церкви находится кладбище, с восточной и северной сторон сохранилась густая зелень обсадки церковного участка. Церковь стоит
близи развилки шоссе, идущего из г. Истры, и при подъезде с этой стороны, из лощины, воспринимается стоящей на высоком плато. Несмотря на административную принадлежность в прошлом с. Петрову, церковь территориально ближе к деревне Мансурово (около 500 м).
Здание церкви сложено из кирпича размером 25 (25,5) х 12,5 (13) х 6,5 (7) см., было покрыто тонкой известковой обмазкой и окрашено светлой охрой, детали белокаменные.
Объемная структура памятника характерна для позднего ампира. Обширный, относительно низкий четверик храма завершен массивной купольной ротондой, опирающейся через паруса на пристенные подпружные арки. Принцип декорации фасадов также основан на канонах классицизма. Четверик обработан пилястровыми портиками с парапетом, ротонда крепованными пилястрами, поставленными на высокий цоколь и поддерживающими широкий антаблемент. Храм хорошо освещен большими окнами с полуциркульным верхом, из которых десять прорезают тело ротонды.
Прямоугольный алтарь и небольшая двухпридельная трапезная с пристенными столбами разделены подпружными арками на три части. Каждое помещение перекрыто поперечно ориентированным коробовым сводом с распалубками в пятах от пристенных подпружных арок. Под алтарем находится склеп Вырубовых. Трехъярусная колокольня из последовательно убывающих в плане четвериков заканчивается резонатором звона, решенным в форме аттика и кирпичным восьмигранным шатром, обшитым железом. Лестница на колокольню помещалась в ее северной стене. При ампирном характере объемов и принципиальной схеме их членения в архитектурной декорации памятника намечен отход от классических канонов. Пилястры лишены ордерных черт, также свободно трактован антаблемент портиков. Принципиально новым является распространенный в будущем прием обрамления окон кирпичными зубчиками и килевидным архивольтом. Подоконные ниши на трапезной декорированы стилизованными гирляндами из кирпича — прием, аналогичный пропильной резьбе в деревянных постройках. Плоский декор колокольни сух и графичен.
Стены и своды в интерьере церкви оштукатурены и расписаны клеевыми красками по голубому полю. В куполе — «Бог Саваоф» в окружении небесного воинства, в ротонде — апостолы. В простенках четверика — отцы церкви, в боковых — «Нагорная проповедь» и «Исцеление страждущих». Ротонда в основании и поверху имеет тянутый лепной карниз.
Пол храма и алтаря, а также подоконники выполнены из подольского мрамора, пол трапезной — из метлахских плиток. В окнах нижнего яруса здания вставлены позднеампирные металлические решетки из вертикальных прутьев.