Наименование объекта | Церковь Николая Чудотворца, конец XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, с. Ромашково |
Вид объекта | no |
Датировка | конец XIX века |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Присёлок дворцового села Крылатское на речке Чаченке в начале ХVI века входил в состав вотчины царицы инокини Марфы, а затем — патриарха Филарета. В дальнейшем село Ромашково принадлежало дворцовому ведомству.
Деревянная Никольская церковь здесь упоминается с 1627 г. Деревянные храмы в Ромашкове сменяли друг друга вплоть до конца ХIХ в. Сведения о строительстве существующей каменной церкви Николая Чудотворца не обнаружены. По-видимому, она появилась в самом конце ХIХ в.
Перестройки и утраты: Здание не перестраивалось. С южной и западной стороны сделаны пристройки. Утрачено убранство интерьера, искажённого устройством междуэтажного перекрытия и стеллажей. Закрыто отверстие светового барабана. Заложен южный вход в четверик и большинство проемов барабана.
Описание памятника: Кирпичная, оштукатуренная и окрашенная охрой Никольская церковь расположена близ железнодорожной станции, на восточной окраине села Ромашкова. Церковная территория с восточной стороны, где имеется действующее кладбище, обнесена низкой оградой с ажурными решетками на кирпичных столбах. В связи с перепадом высоты рельефа местности здание имеет более высокий цоколь с восточной стороны. Храм в псевдорусском стиле типичен для культовой архитектуры кон. ХIХ века. Здание обладает продольно-осевой объемно-пространственной композицией. Высокий двусветный четверик главного храма с аттиковыми поясами над фасадами завершен четырёхскатной кровлей и увенчан массивным граненым световым барабаном, несущим ребристую главу с восьмиконечным крестом. С востока к четверику примыкает более узкий выступ полукруглой апсиды, а с запада — чуть вытянутая по продольной оси прямоугольная в плане трапезная. Основание высокой колокольни немного вдаётся в объем трапезной. Доминирующая в объемной композиции колокольня состоит из квадратного в плане столпа со сквозным основанием и слегка убывающего четверика яруса звона, завершенного четырёхгранным шатром, прорезанным двумя ярусами слухов. Сооружение завершено граненым барабаном на фигурном постаменте. Глава и
крест такие же, как на главном храме.
В декоративном убранстве фасадов широко использован белый камень. Углы четверика, трапезной и столпа колокольни обработаны тяжёлыми строенными полуколоннами. В центре боковых фасадов четверика помещены высокие арочные входные проёмы, обработанные наличниками в характере московского барокко с разорванными фронтонами. Нижние арочные окна четверика и такие же проёмы трапезной и апсиды имеют архивольты с фигурным завершением. Над боковыми входами помещены строенные окна верхнего света с аналогичными архивольтами, разделенные полуколониями. Высокий кирпичный цоколь завершён белокаменным поясом, проходящим под нижними окнами. Из белого камня также выполнены базы, капители и перехваты колонок. Над верхними проёмами четверика, а также под карнизом трапезной и столпа колокольни проходят аркатурные пояса. Широкие антаблементы четверика и основания колокольни включают пояски горизонтальных филёнок, мелких нишек и сильно вынесенные карнизы простой профилировки. Антаблементы апсиды и трапезной более просты. Аттик над четвериком образован длинными горизонтальными нишами. На углах венчающего барабана помещены полуколонки, арочные световые проёмы барабана чередуются с нишами. Верхний ярус столпа прорезан круглыми окнами. Широкие проёмы звона перекрыты сдвоенными арочками с висячими гирьками. Ярус звона завершён декоративными килевидными кокошниками. Круглые «слухи» шатра имеют килевидные архивольт. Над северным и западным входами в храм сохранились большие металлические «зонты» в виде трифолия на ажурных кронштейнах. Роль пространственной доминанты памятника выполняет четверик, перекрытый парусным сводом на подпружных арках. Отверстие светового барабана внутри круглое. Разделённая подпружными арками трёхнефная трапезная и помещение нижнего яруса колокольни также перекрыты парусными сводами. С апсидой, перекрытой конхой, четверик соединён низкой широкой аркой, с трапезной – расширенной аркой.
Образец рядового сельского храма конца ХIХ века в псевдорусском стиле.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./