Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Николая Чудотворца, конец XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Одинцовский район, с. Ромашково
Вид объекта no
Датировка конец XIX века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Присёлок дворцового села Крылатское на речке Чаченке в начале ХVI века входил в состав вотчины царицы инокини Марфы, а затем — патриарха Филарета. В дальнейшем село Ромашково принадлежало дворцовому ведомству.

Деревянная Никольская церковь здесь упоминается с 1627 г. Деревянные храмы в Ромашкове сменяли друг друга вплоть до конца ХIХ в. Сведения о строительстве существующей каменной церкви Николая Чудотворца не обнаружены. По-видимому, она появилась в самом конце ХIХ в.

Перестройки и утраты: Здание не перестраивалось. С южной и западной стороны сделаны пристройки. Утрачено убранство интерьера, искажённого устройством междуэтажного перекрытия и стеллажей. Закрыто отверстие светового барабана. Заложен южный вход в четверик и большинство проемов барабана.

Описание памятника: Кирпичная, оштукатуренная и окрашенная охрой Никольская церковь расположена близ железнодорожной станции, на восточной окраине села Ромашкова. Церковная территория с восточной стороны, где имеется действующее кладбище, обнесена низкой оградой с ажурными решетками на кирпичных столбах. В связи с перепадом высоты рельефа местности здание имеет более высокий цоколь с восточной стороны. Храм в псевдорусском стиле типичен для культовой архитектуры кон. ХIХ века. Здание обладает продольно-осевой объемно-пространственной композицией. Высокий двусветный четверик главного храма с аттиковыми поясами над фасадами завершен четырёхскатной кровлей и увенчан массивным граненым световым барабаном, несущим ребристую главу с восьмиконечным крестом. С востока к четверику примыкает более узкий выступ полукруглой апсиды, а с запада — чуть вытянутая по продольной оси прямоугольная в плане трапезная. Основание высокой колокольни немного вдаётся в объем трапезной. Доминирующая в объемной композиции колокольня состоит из квадратного в плане столпа со сквозным основанием и слегка убывающего четверика яруса звона, завершенного четырёхгранным шатром, прорезанным двумя ярусами слухов. Сооружение завершено граненым барабаном на фигурном постаменте. Глава и

крест такие же, как на главном храме.

В декоративном убранстве фасадов широко использован белый камень. Углы четверика, трапезной и столпа колокольни обработаны тяжёлыми строенными полуколоннами. В центре боковых фасадов четверика помещены высокие арочные входные проёмы, обработанные наличниками в характере московского барокко с разорванными фронтонами. Нижние арочные окна четверика и такие же проёмы трапезной и апсиды имеют архивольты с фигурным завершением. Над боковыми входами помещены строенные окна верхнего света с аналогичными архивольтами, разделенные полуколониями. Высокий кирпичный цоколь завершён белокаменным поясом, проходящим под нижними окнами. Из белого камня также выполнены базы, капители и перехваты колонок. Над верхними проёмами четверика, а также под карнизом трапезной и столпа колокольни проходят аркатурные пояса. Широкие антаблементы четверика и основания колокольни включают пояски горизонтальных филёнок, мелких нишек и сильно вынесенные карнизы простой профилировки. Антаблементы апсиды и трапезной более просты. Аттик над четвериком образован длинными горизонтальными нишами. На углах венчающего барабана помещены полуколонки, арочные световые проёмы барабана чередуются с нишами. Верхний ярус столпа прорезан круглыми окнами. Широкие проёмы звона перекрыты сдвоенными арочками с висячими гирьками. Ярус звона завершён декоративными килевидными кокошниками. Круглые «слухи» шатра имеют килевидные архивольт. Над северным и западным входами в храм сохранились большие металлические «зонты» в виде трифолия на ажурных кронштейнах. Роль пространственной доминанты памятника выполняет четверик, перекрытый парусным сводом на подпружных арках. Отверстие светового барабана внутри круглое. Разделённая подпружными арками трёхнефная трапезная и помещение нижнего яруса колокольни также перекрыты парусными сводами. С апсидой, перекрытой конхой, четверик соединён низкой широкой аркой, с трапезной – расширенной аркой.

Образец рядового сельского храма конца ХIХ века в псевдорусском стиле.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./