Наименование объекта | Церковь Николая Чудотворца, первая половина XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район, д. Новоселки |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | первая половина XIX века |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы ведутся |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Церковь, стоящая теперь на безымянном погосте, при кладбище, вблизи деревень Новоселки и Собакина, в свое время принадлежала селу Холмы или Георгиевское – Холмы. Село относилось сначала к Боровской десятине и уезду, в XIX в. вошло в состав Подольского уезда Московской губ.
Георгиевская церковь была уничтожена в «литовское разорение», в начале ХVII в., и долго не восстанавливалась. В первой половине ХVIII в. церковная земля отдавалась на оброк владельцу Холмов и соседнего села Дятлова стольнику М.В. Безобразову. В 1714 г. по его челобитной был дан указ о строении церкви, но и в 1746 г. церкви еще не было.
Существующий каменный храм стиля позднего классицизма, с двумя престолами — Николая и Георгия, судя по архитектурным формам и технике кладки, относится к первой половине XIX в., в 1852 г. он уже существовал. Заказчик и строитель его не известны, по-видимому, это были местные землевладельцы. В 1852 г. селом, в котором числилось 120 человек обоего пола, владела В.Н. Волкова, имевшая здесь усадьбу с господским домом. Впоследствии село обезлюдело. В 1866 г. церковь уже значилась приписной к соседнему селу Дятлову, в 1890 г. в Холмах числилось две души, в справочнике 1911 г. это село уже не упоминается.
Перестройки и утраты: Разрушены верхние ярусы колокольни, почти на всем здании разобраны кровли. Некоторые окна заложены. В западных стенах трапезной и колокольни пробиты ворота. Живопись в интерьере храма сохранилась фрагментарно, в трапезной — утрачена полностью. Полы сняты. Убранство интерьера не сохранилось.
Описание памятника: Кирпичная, на белокаменном цоколе и с белокаменными деталями декора церковь, выстроенная в лаконичных ампирных формах, расположена на старом запущенном кладбище, в значительном удалении от населённых пунктов. Стены здания снаружи покрыты известковой обмазкой и выкрашены в желтый цвет.
Памятник имеет традиционную трехчастную продольно-осевую композицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной и колокольни. Собственно храм представляет собой двусветный четверик, переходящий с помощью парусов в массивную ротонду. Боковые фасады обработаны четырехпилястровыми портиками с фронтоном. Полуциркульная в плане апсида несколько ниже и уже четверика, бесстолпная, квадратная
трапезная — шире, а по высоте они равны между собой. От колокольни сохранился только нижний призматический ярус.
Фасады здания получили крайне лаконичное декоративное оформление. Венчающие карнизы
храма и апсиды выполнены из белого камня и обладают несложным, но выразительным рисунком. Венчающий карниз трапезной — кирпичный. Над карнизами проходят широкие гладкие ленты фриза. Ротонда храма с севера и юга прорезана большими трехчастными “венецианскими» окнами. На восточной и западной сторонах им соответствуют аналогичные по форме ложные проёмы. Высокие прямоугольные окна нижнего яруса здания имеют белокаменные, на кронштейнах, подоконники, окна второго света храма представляют собой небольшие полуциркульные проемы. Все окна и двери лишены обрамлений. Над входами в колокольню помещены большие полуциркульные плоские декоративные архивольты, Ротонда храма перекрыта высоким овоидным куполом. Апсида — конхой, трапезная – полулотковым сводом. Над окнами трапезной и над дверным проёмом, ведущим в колокольню устроены небольшие распалубки.
В интерьере храма сохранилась выполненная в хорошей академической манере клеевая живопись, обладающая холодной, высветленной тональностью и изящным, тонким рисунком. Конху апсиды занимает большая композиция «Новозаветная Троица». На южной стене апсиды написано «Положение во гроб», по сторонам восточного окна — две фигуры неизвестных святых. В куполе ротонды храма изображены фигуры апостолов. На стенах ротонды, в прямоугольных обрамлениях, расположены сцены исцеления, а также композиции «Возвращение блудного сына», «Жены у гроба», «Христос и Мария Магдалина». В парусах помещены евангелисты. В южном люнете храма написано «Воскрешение Лазаря”, в северном «Вход в Иерусалим». В простенках между окнами второго света, в небольших круглых медальонах, размещены плохо различимые композиции Богородичного цикла, в простенках между окнами первого света — фигуры избранных святых. Западную стену храма занимает плохо сохранившаяся композиция «Страшный суд». В основании купола ротонды проходит выполненный в технике гризайль карниз с кронштейнами, украшенный головками херувимов. Гризайльный орнамент расположен также в уровне подоконников окон ротонды. Некоторые изображения — евангелисты Матфей и Иоанн, а также «Новозаветная Троица» в конхе апсиды в конце XIX — начале XX века были прописаны маслом.
В основании купола ротонды храма вставлены голосники.
Хороший образец ампирной архитектуры, здание обладает значительной художественной индивидуальностью благодаря сохранению в облике черт зрелого классицизма и оригинальному силуэту купола.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./