Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Николая Чудотворца, первая половина XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Наро-Фоминский район, д. Новоселки
Вид объекта Церковь
Датировка первая половина XIX века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы ведутся
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Церковь, стоящая теперь на безымянном погосте, при кладбище, вблизи деревень Новоселки и Собакина, в свое время принадлежала селу Холмы или Георгиевское – Холмы. Село относилось сначала к Боровской десятине и уезду, в XIX в. вошло в состав Подольского уезда Московской губ.

Георгиевская церковь была уничтожена в «литовское разорение», в начале ХVII в., и долго не восстанавливалась. В первой половине ХVIII в. церковная земля отдавалась на оброк владельцу Холмов и соседнего села Дятлова стольнику М.В. Безобразову. В 1714 г. по его челобитной был дан указ о строении церкви, но и в 1746 г. церкви еще не было.

Существующий каменный храм стиля позднего классицизма, с двумя престолами — Николая и Георгия, судя по архитектурным формам и технике кладки, относится к первой половине XIX в., в 1852 г. он уже существовал. Заказчик и строитель его не известны, по-видимому, это были местные землевладельцы. В 1852 г. селом, в котором числилось 120 человек обоего пола, владела В.Н. Волкова, имевшая здесь усадьбу с господским домом. Впоследствии село обезлюдело. В 1866 г. церковь уже значилась приписной к соседнему селу Дятлову, в 1890 г. в Холмах числилось две души, в справочнике 1911 г. это село уже не упоминается.

Перестройки и утраты: Разрушены верхние ярусы колокольни, почти на всем здании разобраны кровли. Некоторые окна заложены. В западных стенах трапезной и колокольни пробиты ворота. Живопись в интерьере храма сохранилась фрагментарно, в трапезной — утрачена полностью. Полы сняты. Убранство интерьера не сохранилось.

Описание памятника: Кирпичная, на белокаменном цоколе и с белокаменными деталями декора церковь, выстроенная в лаконичных ампирных формах, располо­жена на старом запущенном кладбище, в значительном удалении от населённых пунктов. Стены здания снаружи покрыты известковой обмазкой и выкрашены в желтый цвет.

Памятник имеет традиционную трехчастную продольно-осевую ком­позицию, состоящую из храма с апсидой, трапезной и колокольни. Соб­ственно храм представляет собой двусветный четверик, переходящий с помощью парусов в массивную ротонду. Боковые фасады обработаны четырехпилястровыми портиками с фронтоном. Полуциркульная в плане апсида несколько ниже и уже четверика, бесстолпная, квадратная

трапезная — шире, а по высоте они равны между собой. От колокольни сохранился только нижний призматический ярус.

Фасады здания получили крайне лаконичное декоративное оформле­ние. Венчающие карнизы

храма и апсиды выполнены из белого камня и обладают несложным, но выразительным рисунком. Венчающий карниз трапезной — кирпичный. Над карнизами проходят широкие гладкие ленты фриза. Ротонда храма с севера и юга прорезана большими трехчастными “венецианскими» окнами. На восточной и западной сторонах им соответствуют аналогичные по форме ложные проёмы. Высокие пря­моугольные окна нижнего яруса здания имеют белокаменные, на кронштейнах, подоконники, окна второго света храма представ­ляют собой небольшие полуциркульные проемы. Все окна и двери лишены обрамлений. Над входами в колокольню помещены большие полуциркульные плоские декоративные архивольты, Ротонда храма перекрыта высоким овоидным куполом. Апсида — конхой, трапезная – полулотковым сводом. Над окнами трапезной и над дверным проё­мом, ведущим в колокольню устроены небольшие распалубки.

В интерьере храма сохранилась выполненная в хорошей ака­демической манере клеевая живопись, обладающая холодной, высвет­ленной тональностью и изящным, тонким рисунком. Конху апсиды занимает большая композиция «Новозаветная Троица». На южной стене апсиды написано «Положение во гроб», по сторонам восточ­ного окна — две фигуры неизвестных святых. В куполе ротонды храма изображены фигуры апостолов. На стенах ротонды, в прямо­угольных обрамлениях, расположены сцены исцеления, а также композиции «Возвращение блудного сына», «Жены у гроба», «Христос и Мария Магдалина». В парусах помещены евангелисты. В южном люнете храма написано «Воскрешение Лазаря”, в северном «Вход в Иерусалим». В простенках между окнами второго света, в небольших круглых медальонах, размещены плохо различимые композиции Богородичного цикла, в простенках между окнами первого света — фигуры избранных святых. Западную стену храма занимает плохо сохранившаяся композиция «Страшный суд». В основании купола ротонды проходит выполненный в технике гризайль карниз с кронштейнами, украшенный головками херувимов. Гризайльный орнамент расположен также в уровне подоконников окон ротонды. Некоторые изображения — евангелисты Матфей и Иоанн, а также «Новозаветная Троица» в конхе апсиды в конце XIX — начале XX века были прописаны маслом.

В основании купола ротонды храма вставлены голосники.

Хороший образец ампирной архитектуры, здание обладает значитель­ной художественной индивидуальностью благодаря сохранению в облике черт зрелого классицизма и оригинальному силуэту купола.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./