Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Николы Посадского, ХVI в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Коломенский район, г. Коломна
Вид объекта Церковь
Датировка 1716 г.
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия
Техническое состояние Проводились реставрационные работы
Архитектор -
Описание объекта

ЦЕРКОВЬ ВОСКРЕСЕНСКАЯ НА ПОСАДЕ, известная под именем НИКОЛЫ ПОСАДСКОГО (Посадская ул., 18), выстроена из кирпича в 1716 г. на средства прихожан. В конце 1790-х гг. ее облик был существенно изменен: переделан на прямоугольный алтарь, увеличены окна, устроена металлическая кровля «колпаком», оштукатуренные фасады обезличены. Проведенные В. В. Кавельмахером в 1970-х гг. исследование и реставрация памятника позволили почти полностью восстановить его прежние художественные формы.

Сложная асимметричная объемно-пространственная композиция здания, поставленного на высоком подклете, следует традициям XVII в. Ее основу составляет бесстолпный двусветный четверик летнего храма, увенчанный пирамидой кокошников и миниатюрным пятиглавием, стоящими на сомкнутом своде с отверстием для светового барабана. К храму примыкают пониженные объемы трех слабо развитых апсид, трапезной и одноглавого теплого северного придела с собственной трапезной. Все помещения сводчатые, над хозяйственным подклетом — деревянный накат. В четверике храма выведено основание обнаруженной исследованием алтарной

преграды, отделявшей восточную треть помещения. Такой прием устройства алтаря в пределах основного объема, исключительный и в XVII в., для петровского времени уникален, что делает его специфической, чрезвычайно интересной особенностью памятника. Фасады украшают наличники двух типов с килевидным очельем и перспективные резные порталы с белокаменными колонками «штучного набора». Декоративность архитектуры усилена полихромной раскраской деталей, устройством тесовых кровель и золоченой центральной главы, выделяющейся на фоне муравленой черепицы покрытий малых барабанов. Живописные качества постройки снижены утратой западной паперти, крылец и входившей в ансамбль стройной, современной церкви шатровой колокольни, стоявшей напротив ее западного фасада. От колокольни осталось лишь основание с арочным проходом, внутристенной лестницей и изразцовым декором на обращенных к улице углах.

Помещения церкви, слабо связанные между собой, носят камерный характер. Стены храма побелены по обмазке, на своде сохранились фрагменты декоративной росписи первой половины XIX в., выполненной в технике «гризайль».