Церковь Петра Митрополита, 1770-е — 1785-е гг., усадьба Петровское-Алабино (Демидовых), ХVIII в., усадьба «Петровское», 2...

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Петра Митрополита, 1770-е — 1785-е гг., усадьба Петровское-Алабино (Демидовых), ХVIII в., усадьба «Петровское», 2-я половина XVIII в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Московская область, Наро-Фоминский район, село Петровское
Вид объекта Церковь
Датировка 1770-е - 1785-е годы
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1); постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 Приказ 2108 от 21.09.16
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор Казаков М.Ф.
Описание объекта

Исторические сведения: Первая деревянная церковь Петра Митрополита Московского построена в усадьбе П.П. Шафирова Княжищево в 1713 г., отчего пос­ледняя получила по храму дополнительное название Петровское. Церковь была ярко расцвечена снаружи и внутри. В 1735 г. наследник И.П. Шафиров подал прошение о строительстве новой деревянной церк­ви с приделом, которая была сооружена к 1737 г. и в следующем году освящена.

Существующий каменный храм, сохранивший старое название, выстроен при новом владельце Н.А. Демидове, очевидно, по проекту архитектора М.Ф. Казакова. По свидетельству исследователя С.А. Торопова, 1924г. «несколько лет назад Ю.А. Бахрушин у священника местной церкви видел чертежи Петровского храма, подписанные М.Ф. Казаковым».

Демидов подал прошение о строительстве новой церкви в 1778 го­ду. К 1784 году здание холодного храма было закончено и владелец пожелал ”над трапезою для служения в зимнее время соорудить при­дел во имя великомученика Никиты”, на что получил разрешение.

Церковь с приделом была освящена в 1785 г. митрополитом Платоном. При церкви одновременно возвели отдельно стоящую колокольню.

Храм обладал своеобразной композицией, принципиально близкой структуре главного усадебного дома. Его кубический центральный объём заключал в себя ротонду, которая, поднимаясь над крышей, образовывала световой барабан, покрытый ку­польной кровлей.

В 1930-х гг. здание подвергалось частичной разборке: были уничтожены ротонда, восточная стена, своды, переделана кровля.

Интерьер храма, в настоящее время сильно перестроенного, проанализирован С.А. Тороповым: «Церковь интересна по своему типу, редко встречающемуся. Внутреннее пространство разрешено с достаточной умелостью. Четыре массивных стенки, пронизанные лишь проходами и идущие по кругу, служат опорой купола, лежащего на высоком световом барабане. Парусов нет, нет и углов. Видишь ротонду с мощными арками, с простыми белёными стенами, росписи никогда не было. Гладкий белый с золотом иконостас,

деталями напоминающий иконостас казаковской Филипповской церкви в Москве, отделяясь пилонами, прячется за них и виден лишь частично. Этот проём, увеличивая искусственно видимый объём и намечая архитектурные планы, даёт возможность зодче­му избежать сплошь и рядом монотонного и опасного загроможде­ния внутренности иконостасом. Живописное панно с белой гладью и золотом деталей безупречны. … В алтаре, освещающемся ок­ном-пролётом, хороша сводчатая сень-колоннада над престолом.

Слегка вытянутый вперед, декоративный деревянный свод обра­ботан внутри кессонами с золочёными профилями и живописными донцами. Свод опирается на золочёный антаблемент, поддерживаемый коринфскими колоннами. Этот приём типичен для Казакова и его школы. В храме светло и свободно. Видишь ажур превосход­ной разбивки переплётов. Церковь кажется большой и торжественной, вовсе не отвечающей наружному её объёму. На хорах храма у стен придел св. Никиты с грубоватым иконостасом.

В храме замечателен саркофаг Н.А. Демидова с надписью: «Монумент сей сооружаться начат в 1786 г. при жизни покойного по аппробованной им модели, а окончен и поставлен на селе месте в 1788 г.” Напротив саркофага медная доска с длинной надписью над могилой жены Н.А. Демидова. В ризнице — шкаф не­мецкой работы ХУП в. — вероятно, шафировский вклад».

Храм ремонтировался в 1827 г. подрядчиком московским купцом И.М. Торобриным. Вновь золотили иконостас.

В 1858 г. к колокольне была пристроена тёплая Покровская церковь.

Петровский храм закрыт в кон. 1920-х годов. Помещение долгое время использовалось под жильё: храм был разделён перекрытием на два этажа (впоследствии убрано).

Перестройки и утраты: Разобрано: ротонда храма, стена, смежная с алтарем, все своды. Поставлены новые перегородки, сделана кровля по новым фронтонам. Утрачен придел на хорах, иконостасы. Утрачены решетки в окнах, столярка. Имеются разрушения белокаменного и лепного наружного декора. Ликвидированы захоронения Демидовых в усыпальнице, утрачен саркофаг Демидова.

Описание памятника: Церковь расположена к северу от парадного двора усадьбы, у главной подъездной дороги, к которой она обращена западным

фасадом.

Кирпичный оштукатуренный храм с белокаменным и лепным декоративным убранством обладает трехчастной композицией, восходя­щей к барочным образцам. К невысокому четверику, завершавшемуся до разрушения ротондой, примыкают по продольной оси равновеликие прямоугольные объемы алтаря и притвора, а к последнему с запада — более узкая паперть. Все объемы — двусветные. Здание в настоящее время покрыто системой двускатных кровель с устройством новых фронтонов.

Декоративные детали храма тождественны убранству главного усадебного дома, в обработке фасадов использован римско-доричес­кий ордер.

Боковые фасады четверика расчленены широкими каннелированными пилястрами. Подобные пилястры фланкируют западный вход в храм и восточное окно алтаря.

Стены памятника прорезаны стройными, классическими, прямоугольными проёмами в нижней части и почти квадратными в верхней. Над боковыми порталами помещены круглые окна, с которыми порталы объединены арочной нишей с профилированным архивольтом. Входные проёмы и нижние окна обрамлены одинаковыми белокаменными наличниками с «ушками” и замковым камнем, об­работанным под «бриллиантовый руст». На притворе — гипсовые наличники той же формы. Над нижними окнами помещены тонко профилированные белокаменные сандрики на плоских кронштейнах. «Замки» и кронштейны украшены кружками — мотив, использован­ный на колокольне, а также на пристроенной к ней поздней церкви. Штукатурные, искусно имитирующие белый камень рамоч­ные наличники верхних окон не имеют «замков». На восточной стене алтаря вместо верхнего окна – киот. По периметру здания проходит гладкий цоколь из белокаменных блоков. Интересной особенностью пилястр является то, что каннелюры их лишь на верхнем и нижнем блоках выполнены из белого камня, на основном теле пилястр каннелюры гипсовые.

Из гипса выполнены также триглифы дорического фриза, помещён­ные на боковых фасадах четверика и в центре торцов. Венчаю­щий белокаменный карниз с большим выносом отделан соответст­вующими триглифами мутулами.

Интерьер храма сильно искажён: с разборкой ротонды и сводов представление об оригинальном, многоплановом решении пространства главного храма совершенно утрачено, В настоящее время — это единственное помещение без перекрытия, как и дру­гие части здания. Стены расчленены пилястрами, которые под­держивали арки, перекинутые от ротонды. На месте алтарной сте­ны с тремя пролётами — новая кирпичная стенка с проходом.

Проём в западный притвор, имеющий ныне прямую перемычку, заложен. В восточной и боковых стенках алтаря сделаны нишки.

Внутренние амбразуры нижних окон с откосами перекрыты лучковыми перемычками, верха окон второго света протёсаны, круглые проёмы над входами имеют внутри прямые откосы.

На основании обмеров церкви 1930-х гг., произведённых под руководством С.А.Торопова, и старых фотографий интерьера удалось установить, что угловые ячейки четверика храма перекрывались сомкнутыми сводами с распалубками от арок и окон, осевые ячейки — крестовыми сводами. Над ротондой, прорезанной четырьмя высокими арками и четырьмя более низкими прямоуголь­ными проходами по диагональным осям, парил купол. В церкви — кирпичный пол. Сохранились остатки профилированных лепных карнизов и отделки оконных откосов. На паперти, в полукруглой нише с юга устроена белока­менная лестница на хоры.

Под алтарём и восточной частью четверика имеются два изолированных подвала с коробовыми сводами. В подвал под ал­тарём с входом с востока сделаны с боковых сторон продухи, через которые попадает свет; более глубокий подвал под чет­вериком с входом с юга — совсем тёмный.

Церковь выстроена из кирпича размером 27,5(28,5) х 1З,5(14) х 7 см. на известковом растворе, с обработкой шва под­резкой. Здание сохранило следы поздней цементной штукатурки и окраски охрой.

Замечательный памятник эпохи классицизма, церковь усадьбы Пет­ровское, несмотря на утраты, представляет большую художественную и историко-архитектурную ценность. Произведение М.Ф. Казакова хоро­шо сохранившее первоначальное декоративное убранство. Храм выдержан в едином стиле с постройками усадебного ансамбля.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./