Наименование объекта | Церковь Покрова, 1763 г., усадьба Герцена |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Одинцовский район, село Перхушково |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1763 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрация проведена |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Деревянная церковь Покрова Богородицы в селе Перхушкове на речке Медвянке упоминается в документах с начала ХVI века, когда село входило в состав вотчины С. Нагово. В 1637 г. село принадлежало В.И. Нагово, а в 1671 г. через его дочь перешло к роду Черкасских. В 1699 г. Перхушковым владел кн. А.Б. Черкасский. Следующий владелец кн. А.А. Черкасский продал имение М.А. Яковлеву. На средства этого помещика в 1763 г. построена существующая каменная Покровская церковь. В 1812 г. во время нашествия наполеоновских войск церковь сильно пострадала и была возобновлена помещиком А.А. Яковлевым в 1822-1823 гг. В 1863 г. сломали старую колокольню и выстроили новую, отдельно стоящую. В 1868 г. церковь и колокольня были объединены распространенной трапезной. Внутренняя роспись стен впервые сделана в 1876 г. В 1880 г. надстроен верхней ярус колокольни. По-видимому, существующие иконостасы появились во 2-й пол. ХIХ в. В кон. ХIХ в. в храме отмечено четыре придела: Покровский, Александра Невского, Казанский и Никольский.
Перестройки и утраты: Памятник прекрасно сохранил облик, сложившийся во второй половине ХIХ в. Живопись поновлялась в 1948 г.
Описание памятника: Кирпичная, оштукатуренная и окрашенная в бледно-розовый цвет с белеными деталями церковь Покрова расположена рядом с усадебным домом, к востоку от него, на западной окраине села Перхушкова, около шоссе, к которому она обращена северным фасадом. Храм господствует над местностью, прекрасно обозревается при подъезде к нему по шоссе, из окрестных полей и с отдаленных москворецких высот. Со стороны шоссе церковная территория обнесена новой оградой на каменных столбах. Перед алтарем сохранились надгробия старого кладбища, относящиеся в основном ко второй половине ХIХ в., но уцелели и барочные белокаменные саркофаги времени строительства храма. Разновременный памятник обладает единством стилистики. Первоначальный объем возведен в формах плоскостного барокко, а поздние трапезная и колокольня подражают ему. О неоднородности здания свидетельствует лишь грубоватые формы колокольни и псевдорусские элементы ее декора.
Объемно-плановая структура центричной первоначальной части памятника оригинальна. Крестообразный в плане объем с более короткими боковыми ветвями креста на уровне нижнего яруса достроен до прямоугольника. Возвышающиеся над нижним объемом ветви креста завершены фронтонами, обуславливающими двускатную форму кровель. Прямоугольный объем включает в себя алтарную часть. Над крестообразным объемом возвышается массивный четверик, покрытый фигурной кровлей со скошенными углами. Четверик увенчан легким глухим барабаном, углы которого также скошены. Барабан несет луковичную главу на граненой шее. Восьмиконечный крест установлен на цепях. Прямоугольный объем продолжен поздней пристройкой на запад. К пристройке по продольной оси примыкает трехъярусная колокольня, состоящая из двух четвериков и граненого яруса звона, завершенного кокошниками. Колокольня увенчана граненым барабаном с луковичной главой. Над открытой папертью и северным крыльцом устроены металлические навесы с ажурными подзорами. К колокольне с юга примыкает лестничная пристройка.
Декорация фасадов выполнена из кирпича с использованием белого камня и лепнины. Прямоугольный объем, как в первоначальной, так и в новой своей части, обработан спаренными или строенными пилястрами, крепующими карниз. Центральные участки трех фасадов, соответствующие ветвям креста, выдвинуты креповками. Высокие арочные проемы боковых входов обрамлены плоскими наличниками с фигурными белокаменными замковыми камнями. Ниже пят арок проходят тяги. Нижние окна обрамлены характерными дли сер. ХУШ века, «ушастыми» наличниками с высоко поднятыми сандриками и фигурными фартуками. «Замки» и профилированные подоконники выполнены из белого камня. Первоначальный цоколь скрыт под
землёй, поздний представляет собой белокаменный выступ. Антаблемент прямоугольного объёма состоит аз профилированной кирпичной тяги, фриза, заполненного креповками с редко расставленными каннелюрами, и сложного карниза с венчающим белокаменным профилем. Раскрепованные углы ветвей креста и четверика обработаны широкими парными пилястрами. Окна второго света (на алтарной стене — киот) обрамлены наличниками, похожими на нижние. Во фронтонах помещены барочные лепные картуши с изображением «всевидящего ока». Большие арочные окна четверика обрамлены «ушастыми» наличниками. Белокаменный мелко профилированный карниз четверика сильно раскрепощен. Венчающие части главного храма имеют наиболее богатую пластическую разработку. Арочные ниши барабана обрамлены наличниками, подножие и грани скошенных углов обработаны филёнками и белокаменными волютами. Шея под главкой также украшена валютами. Декоративные формы колокольни более просты. Ярусы обработаны широкими пилястрами, крепующими карнизы несложной профилировки. Пилястры основания колокольни каннелированы.
В плане так же, как и в объемной композиции, отражена крестообразная структура церкви, вписанная в прямоугольник.
В пространственном отношении доминирует центральный четверик, соединённый с ветвями креста арками. Четверик перекрыт высоко поднятия сомкнутым сводом, ветви креста — крутыми коробовыми. Угловые компартименты прямоугольного объёма, где расположены алтари приделов, имеют полулотковые своды с распалубками над нишами-экседрами, устроенными в восточных стенах всех пяти алтарей. Три восточных алтарных помещения соединены между собой. Боковые стены западной ветви креста прорезаны арками. В западной стене первоначального объема выбраны проёмы, соединяющие его с поздней трапезной (боковые арочные, центральное — с плоской перемычкой). В трапезной плоское деревянное перекрытие. В основании колокольни устроено круглое в плане помещение, перекрытое купольным сводом. На «звон» ведет винтовая деревянная лестница, находящаяся в южной пристройке к колокольне.
Интерьер храма сохранил элементы первоначальной отделки в стиле барокко. Пилоны четверика обработаны спаренными пилястрами, а стены в верхней его части — филенками, в которых расположены живописные композиции. Своды украшены лепными лентами, над проемами, арками и кое-где на стенах помещены лепные картуши. Сохранились многообломные гипсовые карнизы. Масляная живопись второй половины XIX века, характерная для академизма, сохранилась непоновлённой только в верхней части четверика, где она имеет ярусное расположение, и на его своде. Живопись середины ХХ в. в остальных частях храма мало-художественна. На лотках свода развёрнута композиция «Новозаветная Троица». Нижний живописный пояс четверика посвящён земной жизни Христа, в среднем помещены изображения святых, а в верхнем – композиция цикла «Явления Христа по воскрешении». Роспись остальных частей храма представляет собой копии с картин русских художников, в том числе «Видение отроку Варфоломею», «Сретение иконы Донской Богоматери», сцены из жизни Николая Чудотворца. Пышные иконостасы церкви характерны для эклектики второй половины Х1Х века. Сооружения в псевдорусском стиле, завершённые кокошниками, изобилуют золочёной резьбой, помещённой на сером фоне. Потемневшие иконы в духе академизма помещены в рамы разнообразной формы. В церкви плиточный двухцветный пол с несложным рисунком центрального ковра. Церковная утварь характерна для второй половины ХIХ века.
Образец барочного усадебного храма середины ХVIII в., обладающего оригинальной объемно-плановой структурой. Пример стилизации пристроек 2-й половины ХIХ в. под барокко. Памятник прекрасно сохранил внутреннее убранство 2-й половины ХIХв. Церковь гармонично вписана в пейзаж и является основной вертикалью местности.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./