Наименование объекта | Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, 1695-1723 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, г. Волоколамск, Доватора улица, д. 9 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1695-1723 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Покровская церковь – бывший Успенский собор древнего Варваринского девичьего монастыря. Монастырь был основан в память княгини Ульянии Волоцкой (ум. 1503 г), жены князя Бориса Васильевича Волоцкого и упразднен в 1764 г.
Время освоения владений Варваринского монастыря новгородской епархии относится к 13 в. Тогда, в 12 – 13 вв. ключевые точки холмов, окружавших городище, занимали городки-сторожи, служившие форпостами крепости.
Городки-сторожи, визуально и функционально связанные друг с другом и с центром, являлись, наряду с городом-крепостью, как историческим ядром и центром композиции, основой градостроительной композиции Волоколамска с самых ранних этапов его развития. В 14 – 16 вв. происходит преобразование «городков-сторожей» в монастыри, в том числе и в Варваринский. Город разрастался. Улицы и кварталы, образуя неправильное полукружье, уходили дальше от центра городской жизни – торговища. Они поднялись и на западный холм к Варваринскому монастырю, там сложилась Солдатская слобода.
Городские слободы формировались и развивались в соответствии с основными направлениями главных дорог. Внешние связи способствовали образованию «радиусов», а через Варваринский монастырь, минуя центр, проходила еще одна связь слобод, своего рода «полукольцо». Анализируя дорегулярную планировку, следует отметить, что она гармонично вписывалась в природный ландшафт и оптимальным образом использовала сложный рельеф.
До построения собора все здания в монастыре были деревянными. По описанию 1626 г., в девичьем Варваринском монастыре была «церковь Успения древяна, клецки» и церковь великомученицы Варвары – «древяна, ветхая». В 1760-х гг. деревянная церковь еще стояла южнее новой каменной.
Каменный собор был возведен по повелению царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I. Начало его строительства в Варваринском монастыре в 1695 г. – одно из свидетельств возрождения города к концу 17 в.
Храм трехпрестольный: во имя Покрова Пресвятой Богородицы, великомученицы Варвары, в 1806 г. пристроен южный придел Успения Божией Матери. В 1870 г. после разборки
колокольни увеличена длина трапезной.
Кирпичный бесстолпный одноглавый храм в виде двусветного куба с полукруглой апсидой и небольшой трапезной своей композицией весьма характерен для 17 в. Его центральное статичное и целостное пространство перекрыто глухим сомкнутым сводом. Лаконизму объемных форм отвечает сдержанное внешнее убранство с чертами московского барокко: развитые наличники верхних окон, пучки угловых колонн. Архитектура здания частично изменена: фасады покрыты штукатуркой, расширены оконные проемы, порталы утрачены, надстроен барабан. Своеобразие одноглавому приделу придает применение устаревшего для 19 в. лоткового свода, благодаря которому его интерьер воспроизводит в миниатюре пространство основного храма.
В 1776 – 1778 гг. при Покровской церкви построена колокольня, которая вместе с церковью вошла в сложившуюся к концу 18 в. устойчивую систему архитектурных городских доминант, воплощенных в камне. В 1876 – 1878 гг. по проекту И. Дмитриева сооружена новая колокольня, и сейчас в силуэте памятника господствует она – четырехъярусная, стройная, эклектичная в деталях.
В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. церкви города были закрыты и изуродованы. Кроме Покровской, которая никогда не закрывалась.
В настоящее время Покровская церковь, не пострадавшая в советское время, занимая ключевое место наверху крутого левого берега Городни, в диалоге с храмовым комплексом кремля выполняет функцию второй по значимости высотной доминанты в архитектурно-пространственной композиции города. Покровская церковь имеет бассейн видимости, распространяющийся на долину р. Городни, – на северо-запад, север и северо-восток, это, помимо ближнего окружения, значительная часть правобережной части исторического города, кроме того, церковь видна из усадьбы «Ивановское» Безобразовых. Также значителен по широте обзор от церкви и улицы Доватора, к которой обращен храм: это северная правобережная часть исторического города с Троицкой церковью, центральная часть с городищем и соборным комплексом, ближние и дальние окрестности.
Источник: http://volokgramota.96.lt