Церковь Преображения, 1761 г., с надвратной церковью в колокольне Дмитрия Ростовского, арх. К. Бланк

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Преображения, 1761 г., с надвратной церковью в колокольне Дмитрия Ростовского, арх. К. Бланк
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Наро-Фоминский район, село Спас-Косицы
Вид объекта Церковь
Датировка 1761 год
Правоустанавливающие документы постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2)
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор Бланк К. И.
Описание объекта

Исторические сведения: Кирпичная церковь Преображения возве­дена по заказу владельца села графа А.И.Шувалова в 1761 году. Архи­тектурные формы памятника позволяют некоторым исследователям связывать его с кругом построек архитектора К.Бланка. Однако соотношение частей здания и в особенности его непропорционально вытянутые угло­вые барабаны, очевидно, свидетельствуют, что в процессе строитель­ства в проект были внесены изменения, не связанные с его автором.

В церкви похоронен владелец села и члены его семьи.

На западном фасаде здания установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь 17 января 1942 года автоматчиками сержанта Бичука 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района города Москвы были спасены от гибели 700 советских граждан».

Перестройки и утраты: В цокольной части здания имеются значительные утраты. Детали декора осыпаются, кровельное покрытие находится в плохом состоянии. В ин­терьере большая часть штукатурной поверхности утрачена. Частично сбиты штукатурные детали. Убранство интерьера не сохранилось. Некоторые проемы зашиты досками.

Описание памятника: Преображенская церковь расположена на открытой местности, на юго-запад­ной окраине села.

Здание кирпичное, отштукатуренное, на белокаменном цоколе, с белокаменным и кирпичным декором, выстроено в стиле барокко, но обладает при этом некоторыми чертами, предвосхищающими появление классических форм в архитектуре Подмосковья.

Памятник представляет собой массивный двухсветный, центрический, четырехстолпный, пятиглавый храм с полуциркульным выступом алтаря на восточном фасаде. Центральные части боковых фасадов четверика акцентированы небольшими ризалитами, завершенными треугольными фронтонами. Такой же фронтон имеется на западном фасаде. Центральный световой барабан зна­чительно превышает по объему угловые, непропорционально вытянутые сквозные барабаны.

Декоративное убранство церкви, выполненное в стиле барокко, имеет плос­костной характер. Пластично проработаны белокаменные детали, обладаю­щие тонким, дробным рисунком. Вместе с тем, членение фасадов крепованными, с белокаменными базами и капителями, пилястрами тосканского ордера, при­дающими облику памятника не свойственную барокко строгость, знаменует начало того «пилястрового» стиля, который получил распространение в классических постройках второй половины столетия. Широкий венчающий карниз храма, выполненный из лекального кирпича,

дополнен гладкой белока­менной плитой. В уровне подоконников нижнего яруса окон проходит тонкий белокаменный профиль. Высокие арочные окна первого света, а также аналогичные по форме окна барабанов, обрамлены наличника­ми с «ушами» и изящными белокаменными замками. Под нижними окна­ми храма помещены прямоугольные «накладные доски». Обрамления дверных проемов усложнены профилированными лучковыми завершения­ми. Второй свет образуют круглые и овальные окна, скромные обрам­ления которых, образованные выступом кладки, украшены лишь зам­ковыми камнями, На своде центрального барабана помещены овальной формы люкарны, декорированные изящными волютами.

Интерьер храма, благодаря обилию окон, выглядит светлым и просторным. Подпружные арки, перекинутые между стенами и че­тырьмя, стоящими в центре столбами, организуют внутреннее про­странство в виде креста, рукава которого перекрыты коробчатыми сводами, идущими параллельно внешним стенам. Своды осложнены рас­палубками от центральных подпружных арок. Закрестовья перекрыты пологими куполами на парусах, закрывающими жерла угловых бараба­нов. Апсида перекрыта конхой. Центральный световой барабан, имею­щий в интерьере граненую форму и опирающийся на подпружные арки, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом с распалубками от люкарн. Конструктивный переход от подкупольного квадрата к восьмигранни­ку осуществлен при помощи тройных ступенчатых тромпов. Стены и столбы в интерьере отштукатурены и выкрашены в голубоватый цвет.

В нижней части стены и столбы обработаны парными пилястрами с профилированными белокаменными базами и нарядными лепными капи­телями усложненной формы с волютами и растительными мотивами. Аналогичные пилястры помещены на углах светового восьмигранника. Над окнами первого света в основании светового барабана и в уров­не подоконников его окон проходят широкие, измельченного рисун­ка цельнотянутые карнизы. На окнах сохранились металлические решетки с кубоватым раппортом. В интерьере у южной стены нахо­дятся остатки надгробного памятника строителю церкви графу А.И. Шувалову. Здание сложено из кирпича размером 28(29) х 15( 15,5) х 6,5(7) см. Система кладки верстовая. Раствор известковый.

Церковь представляет значительный художественный и историко-архитектур­ный интерес, как образец культового здания в стиле барокко, позволяю­щий лучше понять появление классических форм в архитектуре Подмосковья.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./