Наименование объекта | Церковь Преображения, 1761 г., с надвратной церковью в колокольне Дмитрия Ростовского, арх. К. Бланк |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район, село Спас-Косицы |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1761 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы не проводились |
Архитектор | Бланк К. И. |
Исторические сведения: Кирпичная церковь Преображения возведена по заказу владельца села графа А.И.Шувалова в 1761 году. Архитектурные формы памятника позволяют некоторым исследователям связывать его с кругом построек архитектора К.Бланка. Однако соотношение частей здания и в особенности его непропорционально вытянутые угловые барабаны, очевидно, свидетельствуют, что в процессе строительства в проект были внесены изменения, не связанные с его автором.
В церкви похоронен владелец села и члены его семьи.
На западном фасаде здания установлена мемориальная доска с надписью: «Здесь 17 января 1942 года автоматчиками сержанта Бичука 6-й дивизии народного ополчения Дзержинского района города Москвы были спасены от гибели 700 советских граждан».
Перестройки и утраты: В цокольной части здания имеются значительные утраты. Детали декора осыпаются, кровельное покрытие находится в плохом состоянии. В интерьере большая часть штукатурной поверхности утрачена. Частично сбиты штукатурные детали. Убранство интерьера не сохранилось. Некоторые проемы зашиты досками.
Описание памятника: Преображенская церковь расположена на открытой местности, на юго-западной окраине села.
Здание кирпичное, отштукатуренное, на белокаменном цоколе, с белокаменным и кирпичным декором, выстроено в стиле барокко, но обладает при этом некоторыми чертами, предвосхищающими появление классических форм в архитектуре Подмосковья.
Памятник представляет собой массивный двухсветный, центрический, четырехстолпный, пятиглавый храм с полуциркульным выступом алтаря на восточном фасаде. Центральные части боковых фасадов четверика акцентированы небольшими ризалитами, завершенными треугольными фронтонами. Такой же фронтон имеется на западном фасаде. Центральный световой барабан значительно превышает по объему угловые, непропорционально вытянутые сквозные барабаны.
Декоративное убранство церкви, выполненное в стиле барокко, имеет плоскостной характер. Пластично проработаны белокаменные детали, обладающие тонким, дробным рисунком. Вместе с тем, членение фасадов крепованными, с белокаменными базами и капителями, пилястрами тосканского ордера, придающими облику памятника не свойственную барокко строгость, знаменует начало того «пилястрового» стиля, который получил распространение в классических постройках второй половины столетия. Широкий венчающий карниз храма, выполненный из лекального кирпича,
дополнен гладкой белокаменной плитой. В уровне подоконников нижнего яруса окон проходит тонкий белокаменный профиль. Высокие арочные окна первого света, а также аналогичные по форме окна барабанов, обрамлены наличниками с «ушами» и изящными белокаменными замками. Под нижними окнами храма помещены прямоугольные «накладные доски». Обрамления дверных проемов усложнены профилированными лучковыми завершениями. Второй свет образуют круглые и овальные окна, скромные обрамления которых, образованные выступом кладки, украшены лишь замковыми камнями, На своде центрального барабана помещены овальной формы люкарны, декорированные изящными волютами.
Интерьер храма, благодаря обилию окон, выглядит светлым и просторным. Подпружные арки, перекинутые между стенами и четырьмя, стоящими в центре столбами, организуют внутреннее пространство в виде креста, рукава которого перекрыты коробчатыми сводами, идущими параллельно внешним стенам. Своды осложнены распалубками от центральных подпружных арок. Закрестовья перекрыты пологими куполами на парусах, закрывающими жерла угловых барабанов. Апсида перекрыта конхой. Центральный световой барабан, имеющий в интерьере граненую форму и опирающийся на подпружные арки, перекрыт восьмидольным сомкнутым сводом с распалубками от люкарн. Конструктивный переход от подкупольного квадрата к восьмиграннику осуществлен при помощи тройных ступенчатых тромпов. Стены и столбы в интерьере отштукатурены и выкрашены в голубоватый цвет.
В нижней части стены и столбы обработаны парными пилястрами с профилированными белокаменными базами и нарядными лепными капителями усложненной формы с волютами и растительными мотивами. Аналогичные пилястры помещены на углах светового восьмигранника. Над окнами первого света в основании светового барабана и в уровне подоконников его окон проходят широкие, измельченного рисунка цельнотянутые карнизы. На окнах сохранились металлические решетки с кубоватым раппортом. В интерьере у южной стены находятся остатки надгробного памятника строителю церкви графу А.И. Шувалову. Здание сложено из кирпича размером 28(29) х 15( 15,5) х 6,5(7) см. Система кладки верстовая. Раствор известковый.
Церковь представляет значительный художественный и историко-архитектурный интерес, как образец культового здания в стиле барокко, позволяющий лучше понять появление классических форм в архитектуре Подмосковья.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./