Наименование объекта | Церковь Преображения, 1803 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район, село Слепушкино |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1803 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 2) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы ведутся |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Древняя вотчина Чудова монастыря, экономическое село Слепушкино, с бывшей в нем издавна деревянной церковью, стояло на Верейском тракте, близ дороги.
По данным справочника Благовещенского, каменная Преображенская церковь построена здесь в 1804 г., по данным других источников — в 1808 г. Архитектор неизвестен, храм возведен на средства прихожан.
В 1905 г. храм капитально ремонтировался: впервые были расписаны стены, устроено духовое отопление, сделан новый иконостас, поставлены новые глава и крест. В 1908 г. торжественно отмечено столетие церкви.
На плане середины XIX в. показано небольшое село с домами в один порядок. Сельская улица на плане образует тупой угол, огибая стоящую на берегу проточного пруда, на ручье, церковь.
Перестройки и утраты: После закрытия храма утрачены: глава колокольни, кровли трапезной и алтаря, северное и западное крыльца, столярка, убранство интерьера, частично — живопись и полы. Повреждены кровли четверика и колокольни, карнизы, цоколь, лицевая кладка, свод трапезной, проемы алтаря, глава.
Описание памятника: Небольшой кирпичный храм расположен к северу от сельской застройки и отделен от нее стеной старых тополей. С юга протекает ручей — некогда церковь отражалась в водах пруда, устроенного на нем. Шоссе, с которого памятник виден издалека, проходит с востока от него. Храм господствует над ровной открытой местностью.
Церковь обладает трехчастной продольно-осевой пространственной структурой: алтарь и трапезная чуть уже четверика, колокольня — значительно уже остальных частей здания. Среди объемов доминирует четверик, хотя колокольня одинакова с ним по высоте.
Традиционная архаическая композиция объемов памятника восходит к концу ХVII в.: к одноглавому двусветному четверику с востока примыкает развитая полукруглая апсида, имевшая высоко поднятую кровлю, а с запада — небольшая, квадратная в плане бесстолпная трапезная со следами двускатной кровли. Завершает композицию примыкающая к трапезной трехъярусная колокольня, состоящая из незначительно убывающих четвериков. Четверик храма и колокольня имеют посводные покрытия и завершены: храм — круглой, а колокольня — граненой шейками с миниатюрными главками. Небольшая шаровидная каркасная главка храма с полуглавием поставлена в начале ХХ в.
Характер декоративного убранства и композиция фасадов, форма и размеры проемов памятника говорят, несмотря на позднюю дату строительства, о его принадлежности к архитектуре раннего классицизма. Декор церкви строг и скуп. Выступающие детали выполнены из белого камня.
Четверик разделен карнизом на два яруса. Фасады нижнего обработаны широкими лопатками, расчленяющими стену на три прясла, в которых расположены проемы: на севере
— входной в центре и два боковых окна, на юге — три окна (западные окна ложные). Над проемами помещены квадратные ниши. Второй ярус четверика храма — гладкий. Небольшие пониженные верхние окна утоплены в ниши. Окна трапезной и алтаря с нишами над ними аналогичны нижним проемам четверика.
Убранство колокольни более богато: нижний ярус ее, с боковыми арочными нишами и западной входной аркой, рустован. Фасады второго яруса украшены композицией их трех прямоугольных ниш — широких в центре, в которых помещены большие круглые окна, и фланкирующих — узких. Арочные проемы третьего яруса звона также фланкированы длинными вертикальными нишами.
Нижний белокаменный карниз, охватывающий по периметру здание, имеет изящный классический профиль. Более сложны профили венчающих карнизов. Из белого камня выполнен также и высокий цоколь.
Интерьер храма еще более архаичен, здесь ничто не выдает принадлежность памятника к классической архитектуре. В интерьере высотной доминантой является четверик, имеющий крутой сомкнутый свод. Внутренние перемычки окон четверика лучковые. Кирпичная стена с тремя арочными проемами отделяет главный храм от алтаря, перед которым устроена белокаменная солея с двумя ступенями. Трапезная отделена стеной с одним нешироким проемом. Пол в четверике отсутствует.
Алтарь перекрыт конхой с распалубками над окнами. В алтаре белокаменный пол.
Низкий с распалубками коробовый свод трапезной имеет проломы. Сохранились остатки пола из прессованной гальки.
Свод I яруса колокольни — коробовый со смыкающимися распалубками от боковых арок. Внутренняя белокаменная лестница во 2-й ярус колокольни расположена в ее юго-восточном пилоне. Между промежуточным ярусом и звоном — плоское деревянное перекрытие, лестница здесь отсутствует. Свод яруса звона — сомкнутый.
Остатки масляной живописи начала ХХ в., полу осыпавшиеся картины в рамах и псевдо-византийские орнаменты сохранились на стенах четверика. Иконостас храма был низким, его продолжала живописная композиция на восточной стене, сюжет которой трудно разобрать.
Церковь выстроена из кирпича размером: 26(28,5) х 11,5(12) х б,5{7) см., на известковом растворе с обработкой шва подрезкой. Перевязка кладки русская. Здание не оштукатурено и побелено. Свод трапезной укреплен поперечными железными связями. Хорошо сохранились кубчатые металлические решетки в окнах трапезной и диагональные — в окнах четверика и алтаря.
С юга от церкви расположено обнесенное штакетником небольшое действующее кладбище
Церковь представляет своеобразный пример архаизирующего направления в культовом зодчестве начала ХIХ в. Высотная доминанта местности, центр села, она составляет единое целое с окружающим пейзажем.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1982 г./