Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Преображения Господня, 1709 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Зарайский район, с. Спас-Дощатый
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Церковь Преображенская, кирпичная, выстроена в 1709 г. “тщанием” архиепископа Вятского и Великопермского Дионисия. От его постройки остался лишь основной храмовый объем. Алтарь перестроен в 1861, трапезная и колокольня соответственно в 1898 и 1906 гг.

Памятник раннепетровского зодчества, храм принадлежит к типу “восьмерик на четверике”; господствующий в композиции массивный восьмигранник покоится на ступенчатых конических тромпах. Композиционные и декоративные приемы московского барокко сочетаются в архитектуре храма с необычными для зарайской округи новыми формами убранства, отразившими воздействие западно-европейских барочных мотивов. Наряду с обычной обработкой углов лопатками, с карнизом “пилой” и врезанными в стену рамками оконных обрамлений фасады украшают вместо развитых наличников фигурные сандрики на кронштейнах. Треугольные сандрики, упраздненные при частичной переделке фасадов, сохранили свой абрис в хвостовых частях кладки и повторены на окнах поздней апсиды и в

киотах, исполненных живописными средствами. Усложненный прихотливый рисунок оконных наверший, аналогичный сандрикам Преображенской церкви, встречается в вятских церквах 1760 — 1770 х гг., что позволяет предполагать существование единого источника этой оригинальной формы, перенесенной на стены сельского храма его заказчиком. По-своему не менее своеобразны порталы, переделанные в эпоху классицизма, но трактовкой форм близкие древнерусским образцам.

Ордерная архитектура поздних частей здания страдает сухостью и упрощенностью трактовки деталей. Двустолпная трапезная заняла место прежней, с боковым приделом, где низкие своды опирались на один столб, помещение сообщалось с храмом тремя проходами. Черты классицизма стилистически объединяют трапезную с колокольней из трех квадратных ярусов.

Просторный высокий интерьер храма освещен преимущественно верхним светом. В формировании пространства значительна роль тромпов. Стенных росписей не было. Иконостасы и внутреннее убранство отсутствуют.