Наименование объекта | Церковь Преображения Господня, 1874-1878 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | V956+86 Большое Кропотово, Московская область, Россия |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1874-1878 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | Бочарников А. Г. |
Исторические сведения: Каменная церковь Преображения была выстроена на старинном погосте, называемом Спас Детчин, в 1874 — 1878 гг. Строилась церковь вместо ветхой деревянной на средства, завещанные помещицей, находящейся в полуверсте сельца Бесова, Лунева тож, коллежской секретаршей Анною Павловной Лызловой. На строительство была истрачена сумма в 21.210 рублей.
Погост Спас Детчин известен с ХVI века, когда за ним была закреплена земля и когда на нём была построена первая деревянная церковь. Имеются такие известия о находившихся на территории погоста каменных надгробиях ХVII века.
Перестройки и утраты: Изменений облика нет.
Описание памятника: Церковь Преображения погоста Спас Датчин расположена в долине реки и является архитектурной доминантой в открытом приокском ландшафте. Здание церкви выстроено из кирпича с тычковой кладкой с использованием в деталях и фрагментах белого камня( облицовка цоколя, карнизы, архивольты арок, ступени крылец).Эклектичная архитектура храма является примером ретроспективного стилизаторства с использованием форм и приемов классицизма, а также мотивов «русского » стиля. В основу, строго симметричного планировочного решения храма, положена хорошо разработанная в эпоху классицизма продольно осевая схема. Все элементы храма: алтарная часть, четверик собственно храма, трапезная и колокольня расположены на одной продольной оси.
Собственно храм представляет собой односветный четверик, несущий высокий восьмерик, перекрытый восьмигранным куполом с деревянными барабанчиком, главкой и крестом. В интерьере к углам четверика приставлены пилоны, соединенные высокими подпружными арками. Арки, в свою очередь, несут световой восьмерик, переход к которому осуществлен с помощью косых сводов парусов. Пространство собственно храма соединено с алтарной частью и трапезной широкими арками. Алтарная часть, имеющая вид полукруглой аспиды, несколько вытянутой по продольной оси, перекрыта конхой. Квадратная в плане трапезная, перекрыта системой сводов и арок, опирающихся на четыре центральных крещатых столба. Со столбов на стены переброшены подпружные арки, расчленяющие пространство трапезной на девять одинаковых квадратных ячеек, перекрытых крестовыми сводами.
Примыкающая к трапезной колокольня церкви, состоит из четырех ярусов, несущих низкий деревянный шатёр с барабанчиком, главкой и крестом. В квадратный в плане первый ярус колокольни вписаны четыре массивных пилона. Образованное в результате, крещатое в плане, пространство — западный вход в трапезную — перекрыто двумя пересекающимися цилиндрическими сводами. Во втором ярусе колокольни, который по высоте устроен гораздо ниже первого, размещено небольшое служебное помещение,
освещённое круглым окошком. Верхние, третий и четвёртый, ярусы колокольни так же квадратные в плане /лишь четвёртый имеет скошенные углы / прорезанные высокими арками звона.
Неоштукатуренные фасады церкви окрашены известковой побелкой. Симметричные композиции главных /северного и южного/ фасадов собственно храма и трапезной, имеют классицистическую основу. Широкий карниз-антаблемент расчленяет фасад четверика храма по горизонтали на две неравные части. С фасадов четверика карниз переходит на трапезную и другие части церкви, являясь одним из главных объединяющих мотивов фасадов всего здания.
Большая нижняя часть фасада четверика имеет нейтральную креповку, по ширине совпадающую с порталом входа. Креповка в сочетании с боковыми лопатками придаёт этой части фасада трёхчастный характер. Основной декоративный элемент портала — ступенчатый архивольт, охваченный килевидной аркой. Портал фланкирован двумя окнами с арочными перемычками, украшенными замочками и килевидными арками. Окна имеют белокаменные подоконники, под которыми помещены квадратные ниши. В верхней части фасада четверика в качестве завершающего элемента воспроизведен стилизованный древнерусский мотив трёх закомар. В центральной «закомаре» размещено круглое окошко. Верхняя часть фасада завершена вторым карнизом-антаблементом. Главным фасадам трапезной с помощью широких лопаток тоже придан трёхчастный характер. При этом в центральную часть фасада помещено два, а в боковые — по одному окну. Под карнизом трапезной благодаря её двухскатной кровле, образованы большие треугольные щипцы, в плоскости которых над средней частью фасада, помещена декоративная композиция из арочек с килевидным завершением.
Декоративное оформление верхних ярусов церкви — её колокольни и восмерика — более сдержанно и состоит из угловых лопаток-пилястр и упрощённых карнизов-антаблементов.
Интерьеры церкви украшены современной масляной живописью. В храме установлено три деревянных иконостаса /в собственно храме и двух приделах, размещённых в трапезной/, имеются иконы и церковная утварь. Большинство этих художественных предметов убранства относится к 1940-м -1950-м годам, т.е. ко времени возобновления храма; отдельные предметы созданы во второй половине XIX в.
Церковь окружена монументальной оградой с двумя воротами и калитками, устроенными против западного и южного входов в храм. Южные ворота связывают территорию церкви с расположенным близ неё старинным кладбищем. Ограда представляет собой низкий кирпичный цоколь с расставленными на нём кирпичными столбами. Ячейки между столбами заполнены металлической решёткой, состоящей из вертикальных прутьев и горизонтальных связей.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в марте 1984 г./