Наименование объекта | Церковь Рождества Богородицы, 1768 г., XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Сергиево-Посадский, с. Богородское |
Вид объекта | - |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 № 624 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
Церковь Рождества Богородицы построена по заказу владельца местной усадьбы С.Н. Долгорукого в 1768 г. В первой четверти XIX в. при ней сооружен равновеликий южный придел, во второй половине столетия — новая колокольня взамен прежней, 1798 г. Здание сложено из кирпича с белокаменными деталями, оштукатурено.
Основную часть комплекса составляют бесстолпный одноглавый одноапсидный храм с небольшой трапезной и смежный с ней северный придел. Образец переходных форм от барокко к классицизму, храм имеет выразительный и острый силуэт. На четверик основания поставлена глухая ротонда с креповками по странам света. Ее высокий купол параболического очертания с крупными люкарнами был некогда открыт в квадратный световой фонарь с маленьким шатром в основании главы. Соседние помещения перекрыты лотковыми сводами, придел завершен стройным барабаном. Фасады тонко моделированы
с помощью плоских ниш, накладных “досок”, пилястр сложного профиля. Нарядность убранства нижнего яруса дополняет развитой антаблемент с карнизом энергичного рисунка.
Южный придел, выдержанный в строгих формах зрелого классицизма, имеет значение самостоятельной постройки. Он проще по общей композиции и решению пространства, носящего зальный характер. Снаружи украшен портиками тосканского ордера с фронтонами. Архитектура массивной колокольни из трех квадратных ярусов характерна для своего времени эклектичным сочетанием приемов и форм различных стилевых направлений, главным образом барокко и классицизма.
Стены и купол храма покрывает сюжетная масляная живопись конца XIX в. Более ранние клеевые росписи в северном приделе исполнены на архитектурную тему в технике “гризайль”. От главного барочного иконостаса уцелел верхний ярус, другие иконостасы утрачены.