Наименование объекта | Церковь Рождества Христова, 1805 г., начало ХХ в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, г. Звенигород, Калинина ул., 88 |
Вид объекта | памятник архитектуры |
Датировка | 1805 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры регионального значения |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Каменная трёхпрестольная церковь с колокольней во имя Рождества Христова выстроена в 1805 г. на месте сгоревшей соименной деревянной церкви постройки 1642 года. В 1813 году придельные престолы во имя Николая Чудотворца и Седмизерской иконы Богоматери значились действующими, главный храм был неотделанным и неосвященным. В 1829 г. в церкви устраивались лещадные полы.
Вероятно, уже в начале XX века трапезная была разобрана и выстроена заново. Фасады храма и апсиды подвергались чинкам, особенно в своих верхних частях.
Перестройки и утраты: Колокольня не сохранилась. К храму с севера и юга сделаны большие кирпичные пристройки, нарушающие композицию и масштаб здания. Частично или полностью заложены окна верхнего и нижнего света четверика, южные окна апсиды и трапезной. Изменено завершение храма. Растесаны северные окна трапезной. Интерьер церкви, разгорожен многочисленными перегородками, В храме подшит потолок. Отделка, интерьеров не сох ранилась.
Описание памятника: Церковь стоит в части города, лежащей напротив Городка за Москва-рекой. Она расположена на небольшой площади, замыкающей перспективу улицы Калинина, берущей начало от моста через реку. Окруженное одноэтажной жилой застройкой здание выделяется своей высотой и является архитектурной доминантой всего прилегающего района. Здание сложено из кирпича. Цоколь трапезной сложен из белого камня. Фасады местами оштукатурены, местами побелены по обмазке либо окрашены в желтый цвет. Железная кровля окрашена зеленой краской. Композиция памятника состоит из храма с апсидой, выстроенного в формах классицизма с использованием типологии барокко, и трапезной в эклектичных формах, расположенных на одной продольной оси. План храма имеет форму квадрата. С востока к нему примыкает прямоугольная в плане со скругленными восточными углами апсида, соединенная с храмом большой аркой. С запада к храму пристроена большая двух придельная двух столпная трапезная, имеющая в плане форму прямоугольника с небольшими гранеными выступами алтарей приделов. Ширина трапезной значительно превышает длину. С западной стороны трапезная имеет небольшой центральный ризалит входа.
В объемной
композиции церкви доминирует двусветный четверик храма, завершенный архаичной для своего времени четырехгранной выпуклой кровлей со шпилем, по форме восходящей к архитектуре барокко предыдущего столетия. Покрытая четырехскатной кровлей трапезная имеет полукруглый фронтон на северном фасаде, над которым возвышается фигурный шпиль, перекликающийся по форме с завершением храма. Решенные в упрощенных формах классицизма фасады храма в настоящее время видны только в своей верхней части. Они обработаны угловыми лопатками и завершены антаблементом с профилированным кирпичным карнизом. Южный и северный фасады прорезаны в центре большим трехчастным полуциркульным окном. Восточный фасад имеет в верхней части три квадратных нишки. Аналогичные нишки расположены под венчающим антаблементом апсиды. Выстроенная в формах эклектики трапезная доступна для обозрения только с северной и юго-западной стороны. Центр северного фасада выделен креповкой, завершенной полуциркульным фронтоном с уступчатой нишей в тимпане. Углы объема обработаны лопатками. Пара лопаток помещена на западном фасаде по сторонам от входного ризалита. Фасады опоясаны тягой, проходящей выше уровня окон, и завершены профилированным карнизом с рядом зубчиков. Северный и южный фасады прорезаны тремя ритмично размещенными окнами, первоначально имевшими арочную форму и плоское обрамление с высоким замком вверху.
Храмовая часть церкви перекрыта высоким сомкнутым сводом, алтарь— коробовым лотковым сводиком. Трапезная перекрыта тремя вспарушенными сводами на подпружных арках, опирающихся на два крещатых в плане столба и пристенные лопатки. Алтарные выступы и часть центрального нефа трапезной между столбами и храмом перекрыты коробовыми сводиками. Отделка интерьеров церкви полностью новая: полы кафельные или покрыты линолеумом, стены окрашены масляной краской.
Храмовая часть церкви сложена из кирпича размером 30(32) х 14 х 8 см.
Образец культовой постройки эпохи классицизма начала ХIХ в, в. композиции которой использована типологическая схема, восходящая к стилю барокко. Здание представляет пример устойчивости традиционных форм в архитектуре русской провинции.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./