Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Христова, 1805 г., начало ХХ в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, г. Звенигород, Калинина ул., 88
Вид объекта памятник архитектуры
Датировка 1805 год
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры регионального значения
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Каменная трёхпрестольная церковь с колокольней во имя Рождества Христова выстроена в 1805 г. на месте сгоревшей соименной деревянной церкви постройки 1642 года. В 1813 году придельные престолы во имя Николая Чудотворца и Седмизерской иконы Богоматери значились действую­щими, главный храм был неотделанным и неосвященным. В 1829 г. в церкви устраивались лещадные полы.

Вероятно, уже в начале XX века трапезная была разобрана и выстроена заново. Фасады храма и апсиды подвергались чинкам, особенно в своих верхних частях.

 Перестройки и утраты: Колокольня не сохранилась. К храму с севера и юга сделаны большие кирпич­ные пристройки, нарушающие композицию и масштаб здания. Частично или пол­ностью заложены окна верхнего и нижнего света четверика, южные окна апсиды и трапезной. Изменено завершение храма. Растесаны северные окна трапезной. Интерьер церкви, разгорожен многочисленными перегородками, В храме подшит потолок. Отделка, интерьеров не сох ранилась.

 Описание памятника: Церковь стоит в части города, лежащей напротив Городка за Москва-рекой. Она расположена на небольшой площади, замыкающей перспективу улицы Калинина, берущей начало от моста через реку. Окруженное одноэтажной жилой застройкой здание выделяется своей высотой и является архитектурной доминантой всего прилегающего района. Здание сложено из кирпича. Цоколь трапезной сложен из белого камня. Фасады местами оштукатурены, местами побелены по обмазке либо окрашены в желтый цвет. Железная кровля окрашена зеленой краской. Композиция памятника состоит из храма с апсидой, выстроенного в формах классицизма с использованием типологии барокко, и трапезной в эклектичных формах, расположенных на одной продольной оси. План храма имеет форму квадрата. С востока к нему примыкает прямоугольная в плане со скругленными восточными углами апсида, соединенная с храмом большой аркой. С запада к храму пристроена большая двух придельная двух столпная трапез­ная, имеющая в плане форму прямоугольника с небольшими гранеными выступами алтарей приделов. Ширина трапезной значительно превышает длину. С западной стороны трапезная имеет небольшой центральный ризалит входа.

В объемной

композиции церкви доминирует двусветный четверик храма, завершенный архаичной для своего времени четырехгранной выпуклой кровлей со шпилем, по форме восходящей к архитектуре барокко предыдущего столетия. Покрытая четырехскатной кровлей трапезная имеет полукруглый фронтон на северном фасаде, над которым возвышается фигурный шпиль, перекликающийся по форме с завершением храма. Решенные в упрощенных формах классицизма фасады храма в настоя­щее время видны только в своей верхней части. Они обработаны угло­выми лопатками и завершены антаблементом с профилированным кирпич­ным карнизом. Южный и северный фасады прорезаны в центре большим трехчастным полуциркульным окном. Восточный фасад имеет в верхней части три квадратных нишки. Аналогичные нишки расположены под венчающим антаблементом апсиды. Выстроенная в формах эклектики трапезная доступна для обозрения только с северной и юго-западной стороны. Центр северного фасада выделен креповкой, завершенной полуциркульным фронтоном с уступчатой нишей в тимпане. Углы объема обработаны лопатками. Пара лопаток помещена на западном фасаде по сторонам от входного ризалита. Фасады опоясаны тягой, проходящей выше уровня окон, и завершены профилированным карнизом с рядом зубчиков. Северный и южный фасады прорезаны тремя ритмично размещенными окнами, перво­начально имевшими арочную форму и плоское обрамление с высоким замком вверху.

Храмовая часть церкви перекрыта высоким сомкнутым сводом, алтарь— коробовым лотковым сводиком. Трапезная перекрыта тре­мя вспарушенными сводами на подпружных арках, опирающихся на два крещатых в плане столба и пристенные лопатки. Алтарные выступы и часть центрального нефа трапезной между столбами и храмом перекрыты коробовыми сводиками. Отделка интерьеров церкви полностью новая: полы кафельные или покрыты линолеумом, стены окрашены масляной краской.

Храмовая часть церкви сложена из кирпича размером 30(32) х 14 х 8 см.

Образец культовой постройки эпохи классицизма начала ХIХ в, в. композиции которой использована типологическая схема, восходящая к стилю барокко. Здание представляет пример устойчивости традиционных форм в архитектуре русской провинции.

 /Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./