Наименование объекта | Церковь Рождества Христова, ХVI в. |
---|---|
Тип объекта | Федерального значения |
Местоположение | Московская область, Ленинский район, село Беседы |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | конец XVI века |
Правоустанавливающие документы | Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1) |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | Объект культурного наследия |
Техническое состояние | Проводились реставрационные работы |
Архитектор | - |
ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА сооружена в конце XVI в. в вотчине Д. И. Годунова. Окружавшая ее вначале открытая паперть с двумя приделами разобрана в первой четверти XIX в., уступив место существующей трапезной, новым обширным приделам и колокольне, поставленной в 1827 г.
От древнего памятника сохранилось центральное ядро, представляющее собой бесстолпный, квадратный в основании одноапсидный храм на высоком подклете, увенчанный открытым внутрь шатром на мощном восьмигранном барабане. Подклет, четверик и трехчастная апсида сложены из белого камня, верхние части храма и пристройки кирпичные. Стены членятся лопатками на три прясла, обработанные крупными филенками. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлен при помощи тромпов, внешне декорирован системой ярусов кокошников. Барабан внутри опирается на машикули с голосниками в донцах арок. По стройности пропорций и законченности форм храм может быть
поставлен в ряды лучших шатровых сооружений своего времени. С появлением пристроек были срублены обрамления его порталов, большинство древних окон расширено. К 1860-м гг. в подклете был устроен третий придел.
Новейшие части здания выдержаны в стиле позднего классицизма. Среди них выделяется силуэтом колокольня в два яруса, завершенная аналогично храму восьмеричком с миниатюрным шатром. Основание шатра украшают ажурные каменные вимперги и пинакли, призванные сообщить постройке средневековые «готические» черты.
Внутреннее убранство и церковная утварь — второй половины XIX в. Стены и своды покрывает поновленная сюжетная и орнаментальная масляная живопись начала 1880-х гг. Главный золоченый иконостас в четыре яруса в структуре сохраняет принципы тяблового. Меньшие иконостасы в приделах перегружены измельченной резьбой. Своеобразен характер царских дверей нижней церкви, исполненных в духе XVII в. Полы настланы метлахской плиткой.