Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Христова, ХVI в.
Тип объекта Федерального значения
Местоположение Ленинский район, село Беседы
Вид объекта Церковь
Датировка конец XVI века
Правоустанавливающие документы Постановление Совета Министров РСФСР от 22 мая 1947 г. №389; Постановление Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 (приложение 1)
Современное значение религиозное
Охранный статус Объект культурного наследия
Техническое состояние Проводились реставрационные работы
Архитектор -
Описание объекта

ЦЕРКОВЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА сооружена в конце XVI в. в вотчине Д. И. Годунова. Окружавшая ее вначале открытая паперть с двумя приделами разобрана в первой четверти XIX в., уступив место существующей трапезной, новым обширным приделам и колокольне, поставленной в 1827 г.

От древнего памятника сохранилось центральное ядро, представляющее собой бесстолпный, квадратный в основании одноапсидный храм на высоком подклете, увенчанный открытым внутрь шатром на мощном восьмигранном барабане. Подклет, четверик и трехчастная апсида сложены из белого камня, верхние части храма и пристройки кирпичные. Стены членятся лопатками на три прясла, обработанные крупными филенками. Переход от четверика к восьмерику конструктивно осуществлен при помощи тромпов, внешне декорирован системой ярусов кокошников. Барабан внутри опирается на машикули с голосниками в донцах арок. По стройности пропорций и законченности форм храм может быть

поставлен в ряды лучших шатровых сооружений своего времени. С появлением пристроек были срублены обрамления его порталов, большинство древних окон расширено. К 1860-м гг. в подклете был устроен третий придел.

Новейшие части здания выдержаны в стиле позднего классицизма. Среди них выделяется силуэтом колокольня в два яруса, завершенная аналогично храму восьмеричком с миниатюрным шатром. Основание шатра украшают ажурные каменные вимперги и пинакли, призванные сообщить постройке средневековые «готические» черты.

Внутреннее убранство и церковная утварь — второй половины XIX в. Стены и своды покрывает поновленная сюжетная и орнаментальная масляная живопись начала 1880-х гг. Главный золоченый иконостас в четыре яруса в структуре сохраняет принципы тяблового. Меньшие иконостасы в приделах перегружены измельченной резьбой. Своеобразен характер царских дверей нижней церкви, исполненных в духе XVII в. Полы настланы метлахской плиткой.