Наименование объекта | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1827 г., вторая половина XIX в. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Каширский район, с. Завалье |
Вид объекта | no |
Датировка | 1827 год, вторая половина XIX века |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Первое известие о селе Завалье относится к ХVI в. Однако, неизвестно когда здесь впервые была построена церковь, а также существовал ли каменный храм до постройки в 1827г. существующего церковного здания. В источниках строительство 1827г. именуется” возобновлением за ветхостью старой церкви, выстроенной неизвестно когда» помещицей Прасковьей Ивановной Шакуровой. В 1827г. появилась также и прежде не существовавшая колокольня.
В процессе натурного обследования установлено, что собственно церковь и аспида относятся к 1827г., а трапезная с колокольней появились значительно позднее, во второй половине ХIXв. Вопрос о том вошли ли в существующее здание фрагменты более раннего храма, остался неразрешенным.
Перестройки и утраты: В первой половине середине ХХ в. утрачено завершение собственно храма, кровля и завершение трапезной. К южному фасаду церкви сделана деревянная пристройка склада.
Описание памятника: Церковь Рождества Богородицы расположена в начале сельской улицы, на полугоре, среди открытого холмистого ландшафта. К наиболее ранним частям кирпичного, на белокаменном цоколе ,здания церкви относится объем собственно храма и полукруглая алтарная аспида, в которую из храма ведет широкий арочный проем. Собственно храм представляет собой двусветный вытянутый в поперечном направлении четверик, несущий очень низкий барабан-ротонду с деревянным оштукатуренным куполом. Барабан поставлен на четыре косых парусных свода, опирающихся в свою очередь на восточную и западную стены, а также на широкие арки, которые перекрыты боковые части четверика. Аспида покрыта конхой.
Фасады собственно храма и аспиды выдержаны в стиле ампир. Первоначально фасады были оштукатурены в деталях фасадов ( карнизы цоколь и т. д) использован белый камень. Композиция главных северного и южного фасадов собственно храма симметрична. Их центральная часть выделена высокой плоской нишей с полукруглым завершением, подчеркивающей монолитность и гладь стены. В нише сосредоточены все элементы архитектурного декора фасада: прямоугольный проем входа с металлическим ажурным зонтом, сандрик над
входом, междуэтажная белокаменная полочка и большой, занимающий всю верхнюю часть ниши, световой люнет с белокаменным подоконником. Четверик завершен белокаменным карнизом с мулутами. В центре северного и южного фасадов карниз, имеет легкий излом, от которого отходит двумя наклонными пологими линиями.
Фасады апсиды столь же лаконичны: гладкие стены прорезаны тремя прямоугольными оконными проёмами, центральное из которых, ложное. Окна имеют простые белокаменные подоконники на подушках и замки. Апсиду завершает белокаменный карниз , идентичный карнизу четверика.
Поздние выстроенные, вероятно одновременно, трапезная и колокольня, размещены на единой продольной оси храма. Эти части здания выстроены в стиле эклектики, стилизаторской основой для которой явился французский ренессанс, в данном случае сильно упрощенный. На неоштукатуренных фасадах трапезной и колокольни не применялся лекальный и тесанный кирпич; немногочисленные вставки белого камня также лишены сложной моделировки. Квадратная в плане трапезная расчленена широкой аркой на две неравные части: меньшую восточную и западную. Обе части перекрыты парусными сводами.
Прямоугольный в плане, первый ярус колокольни включает небольшое входное помещение – главный западный вход в церковь, и два симметричных боковых помещения, в южном из которых была устроена лестница. Второй ярус колокольни – глухой четверик — поставлен над центральной частью первого яруса. Третий ярус – ярус звона — прорезан высокими арками. Колокольня завершена фризом и треугольными фронтонами, размещенными на всех сторонах четверика. Кровля и вся венчающая часть колокольни утрачена. Фасады трапезной и первого яруса колокольни объединены одинаковой высотой и членениями: белокаменным профилированным цоколем, тягой на уровне подоконников окон, фризом. Углы трапезной и колокольни рустованы; окна, имеющие полукруглые завершения, украшены наличниками с развитыми навершиями, в которые включены треугольные фронтончики. Над западным входом в церковь помещён лучковый фронтон. Отделка интерьеров церкви не сохранилась.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июне 1984 г./