Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1827 г., вторая половина XIX в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Каширский район, с. Завалье
Вид объекта no
Датировка 1827 год, вторая половина XIX века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические  сведения: Первое известие о селе Завалье относится к ХVI в. Однако,  неизвестно  когда здесь впервые была построена церковь, а также существовал ли каменный храм до постройки в 1827г. существующего церковного здания. В источниках строительство 1827г. именуется” возобновлением за ветхостью старой церкви, выстроенной неизвестно когда» помещицей Прасковьей  Ивановной Шакуровой. В 1827г. появилась также и прежде не существовавшая колокольня.

В процессе натурного обследования установлено, что собственно церковь и аспида относятся к 1827г., а трапезная с колокольней появились значительно позднее, во второй половине ХIXв. Вопрос о том вошли ли в существующее здание фрагменты более раннего храма, остался  неразрешенным.

Перестройки и утраты: В первой половине середине ХХ в. утрачено завершение собственно храма, кровля и завершение трапезной. К южному фасаду церкви сделана деревянная пристройка склада.

Описание памятника: Церковь Рождества Богородицы расположена в начале сельской улицы, на полугоре, среди открытого холмистого ландшафта. К наиболее ранним частям кирпичного, на белокаменном цоколе ,здания церкви относится объем собственно храма и полукруглая алтарная  аспида, в которую из храма ведет широкий арочный проем. Собственно храм представляет собой двусветный вытянутый в поперечном направлении четверик, несущий очень низкий барабан-ротонду с деревянным оштукатуренным куполом. Барабан поставлен на четыре косых  парусных свода, опирающихся в свою очередь на восточную и западную стены,  а  также на широкие арки, которые перекрыты боковые части четверика.  Аспида покрыта конхой.

Фасады собственно храма и аспиды выдержаны в стиле ампир. Первоначально фасады были оштукатурены в деталях фасадов ( карнизы цоколь и т. д) использован белый камень. Композиция  главных северного и южного фасадов собственно храма  симметрична. Их центральная часть выделена высокой плоской нишей с полукруглым завершением, подчеркивающей монолитность и гладь стены. В нише сосредоточены все элементы архитектурного декора фасада: прямоугольный проем входа с металлическим ажурным зонтом, сандрик над

входом, междуэтажная белокаменная полочка и большой, занимающий всю верхнюю часть ниши, световой люнет с белокаменным подоконником. Четверик завершен белокаменным карнизом с мулутами. В центре северного и южного фасадов карниз, имеет легкий излом, от которого отходит двумя наклонными пологими линиями.

Фасады апсиды столь  же лаконичны: гладкие стены прорезаны тремя прямоугольными оконными проёмами, центральное  из которых,  ложное. Окна имеют простые белокаменные подоконники на подушках и замки. Апсиду завершает белокаменный карниз , идентичный карнизу четверика.

Поздние  выстроенные, вероятно одновременно, трапезная и колокольня,  размещены на единой продольной оси храма. Эти части здания выстроены в стиле эклектики, стилизаторской основой для которой явился  французский ренессанс, в данном случае сильно упрощенный. На неоштукатуренных фасадах трапезной и колокольни не применялся лекальный и тесанный кирпич; немногочисленные вставки белого камня также лишены  сложной моделировки. Квадратная в плане трапезная расчленена  широкой аркой на две неравные части: меньшую восточную и западную. Обе части перекрыты парусными сводами.

Прямоугольный  в плане,  первый ярус колокольни включает небольшое входное помещение – главный  западный  вход в церковь,  и  два симметричных боковых помещения, в  южном из которых была устроена лестница. Второй ярус  колокольни – глухой  четверик — поставлен над центральной частью первого яруса.  Третий ярус – ярус звона — прорезан высокими арками. Колокольня завершена фризом и треугольными фронтонами,  размещенными на всех сторонах четверика. Кровля и вся венчающая часть колокольни утрачена. Фасады трапезной  и первого яруса колокольни объединены одинаковой высотой и членениями: белокаменным профилированным  цоколем, тягой на уровне подоконников окон, фризом. Углы трапезной и колокольни рустованы; окна, имеющие полукруглые завершения, украшены наличниками с развитыми навершиями,  в которые включены треугольные  фронтончики.  Над западным входом в церковь помещён лучковый фронтон. Отделка интерьеров церкви не сохранилась.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июне 1984 г./