Наименование объекта | Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, 1838 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Егорьевский район, пос. Радовицы |
Вид объекта | церковь |
Датировка | 1838 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы ведутся |
Архитектор | - |
Исторические сведения: В первой половине ХVII века в Николо-Радовицком монастыре был построен кирпичный двухэтажный пятиглавый соборный храм Рождества Богородицы. За время своего существования памятник претерпел целый ряд существенных изменений, стал неудобен и маловместителен. В связи с этим, в 1868-1869 годах была предпринята капитальная его реконструкция, во время которой, по сведениям дореволюционных авторов, с северной стороны к зданию пристроили аналогичный объем, разобрав при этом северную сторону старого храма и своды первого этажа. Однако при натурном обследовании памятника было установлено, что собор ХVII века, очевидно, разобрали до основания и возвели на его месте совершенно новое сооружение, причем строительство, видимо, велось в несколько этапов. Сначала, возможно, на старом месте; возвели южную часть здания, потом — аналогичную ей северную, а еще позднее, с запада пристроили крытую паперть. О подобной периодизации строительства свидетельствует хорошо читаемый на восточном фасаде шов в месте примыкания северной и южной половины храма, некоторые различия в деталях архитектурного убранства и в системе кладки.
Перестройки и утраты: Сорваны кровли. В сводах имеются больше проломы. Деревянное завершение здания покосилось. Кирпич сильно выветрился и осыпается, некоторые детали декора имеют повреждения. Убранство интерьера не сохранилось. Большая часть штукатурной поверхности стен утрачена.
Описание памятника: Собор Рождества Богородицы расположен в центре территории монастыря и является композиционным ядром всего ансамблям, доминируя своими крупными монументальными формами среди остальных построек. Здание кирпичное, с белокаменными деталями декора выстроено в псевдорусском стиле. На стенах снаружи сохранились следы известковой обмазки и побелки. Собственно храм представляет собой массивный, сильно вытянутый с севера на юг двусветный четверик. С востока во всю ширину стены к нему примыкает пониженная, но также двусветная алтарная часть, энергично вынесенная на восток шестью полукружиями свои апсид. Узкая, двусветная трапезная по высоте равна апсидам алтаря, а по ширине — четверику храма. Соотношение объемов здания таково что, несмотря на распластанность его силуэта, памятник выглядит цельным компактным сооружением. Некоторый диссонанс в монолитное единство
его форм вносит низкая паперть, примыкающая к трапезной с западной стороны. Четверик храма увенчан широко расставленным деревянным пятиглавием, поднятым на невысокий, квадратный в плане постамент. Архитектурный декор памятника выполнен с характерной для второй половины XIX века сухой и графичной проработкой деталей. Верхняя часть четверика храма украшена перспективными килевидными кокошниками, имитирующими закомары. В тимпанах закомар помещены круглые филенки, в которые были вставлены написанные на железе изображения святых. Прямоугольные окна первого света церкви и арочные окна второго, обрамлены нарядными наличниками, стройные с перехватами колонки которых несут в первом свете треугольные, а во втором — килевидные перспективные завершения. Наличники второго света храма выделяются более развитыми и сложными формами. Интересно, что наличники первого света в северной части полностью выполнены из белого камня, тогда как наличники южной части имеют лишь отдельные белокаменные детали. Цоколь северной части облицован белым камнем. Углы здания закреплены пилястрами. Обработку фасадов дополняют широкие, сложные карнизы, обладающие сухой, маловыразительной проработкой.
Внутреннее пространство здания, благодаря отсутствию стены, разделяющей храм и трапезную, поражает своей величиной. Оно настолько огромно, что его не сразу можно окинуть одним взглядом, а впечатление это сейчас особенно усиливается из-за отсутствия иконостасов. Подпружные арки, перекинутые между пристенными столбами и мощным, неправильного крестчатого сечения пилоном в центре, зрительно делят единое пространство храма и трапезной на четыре примерно равные части. Помещения храма перекрыты вспарушенными сводами, трапезной — крестовыми. Апсиды перекрыты конхами, переходящими в коробовые своды. Все перекрытия устроены на одном уровне. Апсиды алтаря соединяются между собой широкими арочными проемами. Вход в здание осуществляется через западную, перекрытую сомкнутыми сводами, паперть и решен в виде трех широких арочных проемов. В боковых помещениях паперти, перекрытых коробовыми сводами, размещались ризницы. Под зданием находятся сводчатые подвалы. Убранство интерьера утрачено, на стенах сохранились лишь незначительные фрагменты масляной живописи и скромные тянутые карнизы.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1979 г./