Наименование объекта | Церковь Сергия Радонежского, 1708-1710 гг., 1828-1832 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | ул. Багратиона, 56А, Горы, Московская обл., Россия, 140574 |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | - |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | - |
Охранный статус | - |
Техническое состояние | - |
Архитектор | - |
ЦЕРКОВЬ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО сооружена из кирпича в два этапа. Основу здания составляет храм типа «восьмерик на четверике», построенный по прошению М.К. Скавронского в 1756 г. Бывший домовым, он в 1788 г. обращен в приходский, а в 1827 — 1828 гг. существенно перестроен с увеличением объема на средства А. Моргунова и прихожан. При этом здание устроено двухэтажным с обширной трапезной и боковыми приделами, почти полностью скрывшими ядро сооружения. Судить об изначальном облике храма позволяет идентичная современная ему Успенская церковь в Новоселках (Чеховского района), удержавшая черты архитектуры барокко.
Объемная композиция памятника достаточно своеобразна. Кроме колокольни, сохранившейся в пределах нижнего двухэтажного яруса, его основные части составляют единый блок, опоясанный междуэтажным и общим венчающим карнизами. Наружные членения не вполне отвечают организации внутреннего пространства. Так верхний алтарь, приделы и часть трапезной снаружи введены в основной объем храма, который выделен
креповками стен, пилястровыми портиками с фронтонами и низким восьмериком с крупным глухим барабаном. Венчающие элементы постройки сохраняют сдержанную обработку середины XVIII в.: огибающие углы лопатки и узкие прямоугольные нишки. Цоколь, подоконники и карнизы XIX в. выполнены из белого камня. Ампирное убранство здания портиками на ложных аркадах местами дополняют рустовка и оконные сандрики. При последнем поновлении здания фасады оштукатурены.
Невысокие сводчатые помещения церкви сильно расчленены: в трапезной столбами, в основном объеме — угловыми пилонами небольшого изначального храма, стены которого в обоих этажах заменены широкими арками. В верхней церкви пилоны с помощью тромпов в виде долей сомкнутого свода поддерживают световой восьмерик, скрепленный двумя парами воздушных металлических связей. Интерьеры здания поновлялись в 1860-х гг. На стенах уцелели фрагменты поврежденной масляной живописи. Пол в нижней церкви из белокаменных плит, наверху выстлан метлахской плиткой. Иконостасы новейшие.