Наименование объекта | Церковь Спаса Нерукотворного Образа, 1713-1715 гг. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, г. Долгопрудный, м-н Хлебниково, д. Павельцево |
Вид объекта | церковь |
Датировка | 1713-1715 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Первое упоминание о деревянной Спасской церкви в с. Павельцеве, вотчине стольника С.Д. Траханиотова, относится к 1695 г. Ныне существующая кирпичная Спасская церковь с приделом Николая Чудотворца построена по заказу того же владельца в 1713-1715 гг. При владельце С.М. Шишкине в 1736-1737 гг. были переложены своды храма и придела. Тогда же, очевидно, на храме сделан новый барабан с главой. В 1755 г. село было продано А.М. Еропкину, затем перешло к его сыну Михаилу, при котором (1776 г.) в церкви, помимо главного престола, были два придела: Успения и Покрова. В начале XIX в. (1812 г.) село принадлежало А.П. Волковой, в середине XIX в. (I852 г.) — Н.П. Зубовой. В первой половине XIX в. четверик и восьмерик храма получили новые карнизы.
Настенная живопись в интерьере выполнена в кон. XIX — нач. ХХ вв. (после 1887 г., когда, согласно метрике, в церкви росписей не было, кроме «картины» Саваофа в куполе и такой же «картины» в алтаре).
Перестройки и утраты: Утрачена первоначальная лестница на колокольню. Не сохранились иконостасы. Полы залиты цементом. Внутри храм разгорожен на три этажа. Заложены некоторые внутренние проёмы. С юга к колокольне примыкает одноэтажная пристройка.
Описание памятника: Церковь расположена на высоком берегу реки Клязьмы, на северо-западной окраине села. К югу от неё находится кладбище.
Кирпичная, оштукатуренная (первоначально покрыта обмазкой) церковь построена в формах переходных от зодчества ХУП в. к барокко. Трёхчастная продольно-осевая композиция имеет асимметричный характер. Храм типа восьмерик на двусветном четверике завершён глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главой и ажурным металлическим крестом, увенчанным короной. Полукруглая апсида равна по ширине четверику храма, но значительно ниже его. Прямоугольная трапезная имеет сильно выступающий южный придел, завершённый с востока апсидой, абрис которой представляет собой четверть окружности. Столпообразная трёхъярусная, квадратная в плане колокольня, завершённая глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главой, расположена на продольной оси четверика храма, поэтому относительно всего западного фасада церкви она смещена от центра к северу.
Скупой фасадный декор подчёркивает ясные геометрические формы здания. Фасады четверика прорезаны двумя окнами первого света и двумя второго, расположенными на единых осях. Проёмы с коробовыми перемычками заключены в прямоугольные ниши-четверти. Углы четверика отмечены лопатками. Профилированный венчающий карниз
украшен мутулами. В восьмерике аналогичные окна размещены только на южной и северной грани, остальные грани — глухие. Углы восьмерика как бы стёсаны лопатками. Под профилированным с мутулами венчающим карнизом сохранился первоначальный пояс зубчиков. Барабан расчленён узкими
арочными нишками, между которыми расположены несложные по форме волюты. Гладкие стены апсиды храма прорезаны тремя прямоугольными окнами. Венчающий карниз образован напуском рядов кирпичей. В трапезной и южном приделе стены — гладкие, расчленены только прямоугольными с четвертями окнами. Над окнами трапезной расположены лучковые разгрузочные арки. Венчающий карниз аналогичен апсиде. Колокольня решена ещё более лаконично. Первый ярус прорезан арочными входными проёмами, второй с угловыми лопатками — окнами, аналогичными храму. В третьем ярусе, имеющем угловые лопатки, устроены крупные арочные проёмы звона. Барабан колокольни украшен скромными волютами.
Бесстолпный четверик храма несёт восьмерик, перекрытый сомкнутым сводом, при помощи ступенчатых тромпов. Храм тремя узкими проёмами соединяется с апсидой, перекрытой конхой с распалубками над окнами. Широкий проём ведёт из храма в трапезную, чьё бесстолпное пространство перекрыто полулотковым сводом, Трапезная соединяется с южным приделом (также перекрытым полулотковым сводом) двумя широкими проёмами. Апсида придела перекрыта конхой. В первом ярусе колокольни — оригинальный крестовый свод с заглублёнными рёбрами. Ярус звона перекрыт сомкнутым сводом.
В храме сохранились фрагменты масляной настенной живописи. В верхних частях восьмерика изображены по странам света евангелисты. На стенах четверика на уровне окон второго света: Вознесение (на западе), Николай (на юге), Григорий Богослов (на севере). Окна второго света обрамлены орнаментом-плетёнкой. На уровне нижних окон четверика расположены: Преображение (на сев.), Ветхозаветная Троица (на юге). В трапезной и южном приделе сохранились метлахские плитки пола. В окна вставлены кубчатые решётки.
Система перевязки кирпичной кладки церкви — верстовая, шов — затирка, размеры кирпича: 28/30/ х 13,5/14,5/ х 7/8/ см.
Редкий памятник начала ХVIII в., архитектуру которого можно охарактеризовать как переходную от древнерусского зодчества к формам петровского барокко. Церковь сохраняет традиционную объёмно-конструктивную структуру, однако декор допетровской архитектуры здесь заменён скупыми формами, ещё не имеющими чётких стилистических признаков барокко.
/Памятник истории и культуры составлен в 1986 г./