Церковь Спаса Всемилостивого, 1835-1842 гг., 1860-1865 гг., монастырь Николаевская Берлюковская Пустынь

Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Спаса Всемилостивого, 1835-1842 гг., 1860-1865 гг., монастырь Николаевская Берлюковская Пустынь
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Ногинский район, д. Авдотьино
Вид объекта элемент ансамбля
Датировка 1835-1842 года
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы не проводились
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Церковь сооружена в 1835-1842 годах. Между 1860 и 1865 годом под ней от сырости устроен сводчатый подклет. Видимо, тогда же сделан сохранившийся штукатурный декор фасадов.

Перестройки и утраты: В плохом состоянии кровля; со стен осыпается штукатурка, утрачены лестницы перед входами в церковь, к зданию сделаны современные дощатые пристройки, на южном фасаде одно из окон переделано в дверь. Внутри со стен и сводов осыпается штукатурка, сильно пострадала настенная живопись и утрачено убранство интерьеров, внутренняя планировка искажена новыми перегородками.

Описание памятника: Церковь расположена к северо-востоку от монастырской площади, вблизи от северного прясла ограды и ее центральных въездных ворот. Здание кирпичное, на белокаменном цоколе, оштукатурено и покрашено в голубой цвет. Церковь выстроена в стиле позднего классицизма с более поздними псевдорусскими элементами в штукатурном декоре. Объемно-плановая композиция здания состоит из двухсветного пятиглавого четверика храма с ризалитами на фасадах, придающими церкви крестообразный план. Западный и восточный ризалиты (апсида и паперть), более значительного выноса, чем боковые. Центральный барабан пятиглавия завершен купольной, а угловые восьмерики — восьмилотковыми кровлями. Барабаны увенчаны глухими восьмеричками с луковичными главами. Композиция фасадов церкви симметрична. Ризалиты обработаны четырехпилястровыми портиками. Пилястры несут антаблемент со стилизованным триглифо-метойным фризом, переходящим на грани четверика, и пологие треугольные фронтоны. Базы, абаки пилястр, карнизы и скаты фронтонов выполнены из белого камня. Подоконники, карнизы четверика и венчающего пятиглавия — также белокаменные. Стены четверика завершены аттиками, расчлененными лопатками, и украшенными «лежачими» филенками с лепным крестообразным орнаментом. Углы четверика закреплены огибающими пилястрами. Проемы первого света храма имеют арочную форму. Перемычки украшены лепными килевидными архивольтами. Под подоконниками выложены прямоугольные филенки. В дверные проемы вставлены прямоугольные железные двери. К входам вели лестницы с гранитными ступенями. По осям проемов первого света расположены

круглые окна второго. Барабаны пятиглавия прорезаны арочными окнами. Окна центрального барабана объединены на уровне пят перемычек кирпичным поясом, перемычки обработаны килевидными архивольтами. Окна боковых барабанов обрамлены штукатурными наличниками. Под карнизами проходит фриз из филенок. Верхняя часть барабанов трактована в виде белокаменных аттиков. Глухие постаменты главок украшены ложными окнами. Внутреннее пространство церкви имеет крестообразный план. Над средокрестьем возвышается купольный барабан, опирающийся на четыре крещатых в плане столба и подпружье арки между ними. Переход к барабану осуществлен с помощью парусов. Рукава креста перекрыты коробовыми сводами с небольшими распалубками от подпружных арок, закрестовья — парусными. Восточные закрестовья, в которых находились жертвенник и ризница, отгорожены от основного пространства капитальными стенами. Из алтарного помещения в них ведут дверные проемы, помещенные в высокие прямоугольные штукатурные рамы. В церкви сохранились отдельные фрагмента клеевой живописи в академической манере. Сюжеты, вероятно, располагались ярусами. Между окнами ротонды помещены фигуры апостолов, в парусах — евангелисты. В простенках второго света в штукатурных рамах фрагментарно сохранились поясные фигуры святителей. Кессоны подпружных арок украшены живописными розетками в технике гризайль. Пол в церкви выстлан белокаменными плитами. В окнах сохранилась первоначальная столярка и решетки, в дверных проемах — двухстворчатые филенчатые двери. В ризнице между пилонами помещен деревянный стенной шкаф. Шкаф украшен резными витыми полуколонками, тимпан фронтона и фриз под ним декорированы накладным растительным орнаментом. Подклет имеет крестообразный план. Своды опираются на четыре мощных угловых пилона и попарно расставленные столбы. В восточной части подклета подпружной аркой отделено помещение под апсидой, перекрытое коробовым сводом с распалубкой над окнами. Остальное пространство подклета перекрыто системой крестовых сводов. Пол в подклете цементный, стены и своды не оштукатурены. Подклет сложен на цементном растворе из кирпича размером 24 х 12,5 х 8 см; кладка тычковая.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./