Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Святой Троицы, 1839-1849 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Мытищинский район, с.п. Федоскинское, д. Троице-Сельцо, ул. Сельская, вл. № 3, стр. 1
Вид объекта Церковь
Датировка 1839-1849 года
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 Предмет охраны
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Троицкое-Сельцы впервые упоминается под 1585 г. как митрополичья вотчина с деревянной церковью Троицы. Затем село стало патриаршей вотчиной.

В 1644 г. построена новая деревянная церковь, перевезённая сюда из Троицкого-Голенищева. Впоследствии церковь заново отстраивалась в 1686 г. и после 1714 г. В 1762 г. вместо сгоревшей перевезена деревянная церковь из с. Куски. В кон. ХVIII в. село принадлежало гр. Н.П. Шереметеву.

Ныне существующая кирпичная Троицкая церковь сооружена в 1839 — 1849 гг. Имела приделы Рождества Богородицы (южный) и Архангела Михаила (северный).

Перестройки и утраты: Внутреннее пространство трапезной разделено новыми перегородками. Сильно повреждена настенная живопись в интерьере. Утрачены иконостас и церковная утварь. Не сохранилась первоначальная лестница на колокольню.

Описание памятника: Церковь стоит на северо-западной окраине села. Благодаря расположению села на возвышенности, памятник хорошо просматривается с северной сторо­ны, на расстоянии нескольких километров.

Кирпичное, неоштукатуренное здание на белокаменном цоколе выстроено в стиле позднего классицизма. Продольно-осевая симметричная композиция имеет трёхчастный характер. Четверик храма несёт ротонду-барабан, увен­чанную глухим цилиндрическим барабанчиком с луковичной главкой. Полу­круглая апсида несколько уже храма. Квадратная в плане трапезная шире четверика. Двухъярусная с двумя полуярусами колокольня завершена глу­хим цилиндрическим барабаном с луковичной главкой. Нижние ярус и полу­ярус — квадратные в плане, верхние — восьмигранные.

Фасады церкви лаконичны по декору, детали обладают несложной проработкой. Центральная часть четверика занята большой арочной нишей, включающей три прямоугольных проёма (центральный – входной) и крупное полу­круглое окно второго света в центре. Простенки между окнами первого света и входом обработаны пилястрами тосканского ордера, на которые опирается архивольт, одновременно служащий перемычкой полукруглого окна.

Ротонда-барабан храма прорезана

двенадцатью арочными окнами, сгруппированными по три, симметрично относительно осей по странам света. Центральное окно в каждой группе – ложное. Фасады трапезной — в три окна. Арочные проёмы помещены в ниши и отделены от нижних филёнок подокон­никами. Аналогичные окна расположены на апсиде. Нижний полуярус коло­кольни и второй ярус прорезаны крупными арочными проёмами звона. Верхние ярус и полуярус обработаны пилястрами. Горизонтальные тяги и венчающие карнизы всего здания чрезвычайно просты по рисунку, образованы- выступами рядов кирпичей друг над другом. Ряд деталей декора фасадов выполнен из белого камня: подоконники, капители пилястр храма, пояс-полка под карнизом трапезной, угловые плиты венчающих карнизов.

Внутри четверик храма имеет угловые пристенные пилоны со скошенными и раскрепованными углами, между которыми вдоль стен перекинуты подпружные арки. Пилоны и арки несут паруса, на которые опирается ротонда барабана, перекрытая куполом. Широкими арочными проёмами храм соединяется с трапезной и апсидой. Апсида перекрыта конхой. Пространство трапезной отрезками стен, соединённых подпружными арками, делится на три продольно ориентированных части. В центре она перекрыта коробовым сводом с двумя распалубками на торцах, в боковых приделах — полулотковыми сводами. Крестообразный в плане нижний ярус колокольни перекрыт крестовым сводом. В храме сохранилась фрагменты масляной живописи. В куполе по­мещено Отечество, между окнами барабана — апостолы, на парусах — евангелисты. Фризы растительного орнамента проходят в основании барабана и по стенам четверика над окнами, а также на подпружных арках. Пол в храме и трапезной — полихромная метлахская плитка, в колокольне — белокаменные плиты.

Система перевязки кирпичной кладки церкви — тычковая, обработка шва — среднее между подрезкой и подскрёбкой, кирпич: 11,5 (12) х 7,5 (8) см.

Один из поздних примеров приходской церкви в стиле классицизма, отличающийся лаконично трактованными массами и фасадами, скупым наружным декором.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1986 г./