Наименование объекта | Церковь Святой Троицы, 1878-1884 гг., монастырь Николаевская Берлюковская Пустынь |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Ногинский район, д. Авдотьино |
Вид объекта | элемент ансамбля |
Датировка | 1878-1884 года |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы не проводились |
Архитектор | - |
Исторические сведения: Церковь была заложена в 1678 г. Ее окончательная отделка завершилась в 1684 году.
Перестройки и утраты: В церкви заложены некоторые окна и северный входной проем паперти. Северное окно притвора переделано на прямоугольное. Над южным-крыльцом сделана новая кровля. Со стен местами осыпается штукатурка. Внутри изменена форма пилястр в храме, закрыта побелкой настенная живопись, сделаны новые полы, планировка сильно искажена современными перегородками, в центральном помещении первого этажа паперти и в барабане храма подшит потолок.
Описание памятника: Церковь, выстроенная в формах эклектики, отмечает северную границу монастырской площади. Здание кирпичное, оштукатурено и окрашено светлой охрой, детали наружного декора побелены. В декоративной обработке фасадов использован белый камень: облицовка цоколя, подоконные тяги, базы полуколонок, модульоны венчающего карниза. Громоздкий прямоугольный объем на высоком подклете включает в себя храм и двухэтажную паперть. Из общего объема выступают лишь три небольшие апсиды. Поставленный над средокрестием храма световой купольный барабан, сдвинутый по отношению к основному объему на восток, мало соответствует, зданию масштабно. Архитектурная декорация отличается перенасыщенностью и эклектизмом форм. Внутренние членения здания на фасадах отмечены раскреповками и пучками полуколонн. В декоре фасадов значительную роль играет мотив арки. Центр восточной стены церкви (над средней апсидой) обозначен массивным арочным киотом с килевидным архивольтом. Центр западного фасада паперти отмечен небольшим ризалитом с трехчастной композицией в уровне второго этажа: арочные окна (центральное выше боковых)., объединенные трехлопастным завершением ризалита. Аналогично оформлены и боковые фасады паперти. Цоколь церкви завершен полувалом. Под окнами храма и апсиды проходит пояс ширинок, зяключенный между подоконным карнизом и цоколем. В ширинках помещены кресты из фигурного кирпича, выполненные в технике, иметирующей плетенку. Стены завершены многообломным карнизом на консольках, под которым проходит фриз из мелких ширинок. Четырехгранное основание барабана храма украшено килевидными кокошниками. Аналогичные кокошники сделаны в основании, купольной кровли. Венчающий карниз барабана, состоящий из набора полочек и полувалов, украшен стилизованной городчатой кладкой. На боковых фасадах западной части храма первый этаж от второго отделен аркатурноколончатым поясом. Аналогичный пояс проходит по второму этажу западного фасада паперти.
Все проемы церкви имеют арочную форму. В паперти с северной стороны расположен перспективный портал входного проема. Окна храма фланкированы полуколоннами с «дыньками’, несущими килевидные архивольты. Навесы крылец, украшенные ажурными подзорами, опираются на литые чугунные столбики. Необычна для этого времени организация внутреннего пространства церкви. Над западной частью четырехстолпного храма, отделенном от основного объема капитальной стеной, устроены хоры, которые открываются в храм широкими арочными проемами. Столбы несут купольный барабан, перевод к которому осуществлен с помощью парусов.
Хоры и храм перекрыты системой парусных и коробовых сводов, опирающихся на стены и подпружные арки между столбами и стенами. Апсиды, перекрытые конхами, открываются в храм во всю свою ширину. Западная часть храма под хорами перекрыта сводами «Монье”. Паперть на первом этаже имеет трехчастную планировку, симметричную относительно продольной оси церкви и состоящую из трех прямоугольных помещений. В центральном помещении, соединявшимся с боковым северным помещением и с храмом перспективными порталами, подшит плоский потолок. Боковые помещения паперти перекрыты коробовыми сводами с распалубками. В южном — находится лестница на второй этаж, с чугунными литыми ступенями. На втором этаже паперти, перекрытом системой коробовых сводов с распалубками, капитальной стеной отгорожена лестничная площадка, соединявшаяся широким арочным проемом с хорами и прямоугольным дверным проемом с основным помещением паперти. В дверном проеме сохранилась двухстворчатая филенчатая дверь, закрывающаяся со стороны лестничной площадки ажурной железной решеткой со звездчатым орнаментом. На втором этаже сохранилась также деревянные стенные шкафы, стол и лавки, относящиеся, видимо, к рубежу ХIХ-ХХ веков. Стены и своды в церкви оштукатурены и побелены. Полы частично покрыты кафельной плиткой, частично — линолеумом. В подклет ведет лестница с литыми чугунными ступенями, расположенная под южной частью паперти. Основное восьмистолпное пространство перекрыто системой парусных сводов, опирающихся на стены и мощные крестообразные в сечении-пилоны. Восточняя часть подклета перекрыта коробовыми сводами, помещения под апсидами — конхами, лестничная площадка — сомкнутым сводом. Над проемами устроены распалубки. Стены и своды покрыты известковой обмазкой, пол цементный. Церковь сложена на известковом растворе из кирпича размером 26 х 12,5 х 7 см., кладка цепная, характер обработки шва не установлен.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./