Наименование объекта | Церковь Святой Троицы, 1903 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Ногинский район, с. Балобаново |
Вид объекта | no |
Датировка | 1903 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы проведены |
Архитектор | - |
Исторические сведения: По сведениям местных жителей, Троицкая церковь была построена по заказу купца Липина, имевшего в селе ленточную фабрику (в здании которой сейчас находится макаронная фабрика). Церковь была построена в 1903 г.
Перестройки утраты: Повсеместно сильно повреждена кирпичная кладка. Разрушено завершение звонницы. Утрачено завершение храма (по-видимому, только крест). С севера, юга и востока к зданию примыкают современные пристройки. Внутри устроено междуэтажное перекрытие (остались одни балки). Полы разобраны. Не сохранилась значительная часть росписей.
Описание памятника: Церковь расположена на юго-западном краю села, на ровном рельефе. Хорошо просматривается в радиусе нескольких километров. Кирпичное неоштукатуренное здание выстроено в характерных для нач. XX в. формах стилизаторства, с имитацией византийского, древнерусского и закавказского зодчества. Симметричная продольно-осевая в плане композиция, состоит из храма, развитой алтарной части и западного притвора со звонницей. Центральное место в композиции принадлежит храму, четверик которого несет многогранный световой барабан, завершенный ребристым конусовидным покрытием. Форма покрытия, заимствованная в закавказской архитектуре, во многом определяет своеобразный силуэт памятника. С востока и запада примыкают равные, несколько пониженные по отношения к храму, объемы алтаря и притвора, чуть более узкие по сравнению с четвериком. Прямоугольная в плане алтарная часть в центре восточного фасада имеет пятигранный выступ. Над притвором возвышается звонница. Декор, выполненный в плоскостной манере, имитирует формы древнерусской и византийской архитектуры. Фасады четверика завершены пергой килевидной декоративной закомарой. Центральная ось отмечена выступающим тамбуром — крыльцом, украшенным приземистыми полу- и трехчетвертными колоннами, и выложенным на глухой стене над крыльцом крупным стилизованным крестом. Боковые части фасадов прорезаны каждая двумя окнами второго и третьего света. Узкие арочные окна с профилированными архивольтами, расположены не на одной оси окна
третьего света, сдвинуты к центру (друг к другу) относительно нижних проёмов. Грани барабана храма, по осям которых расположены узкие арочные окна, завершены щипцами, образующими непрерывный зубчатый пояс по всему периметру барабана.
Одинаково решенные фасады алтаря и притвора, с двумя арочными окнами первого света и размещенным на центральной оси окном второго света, декорированы несложным по рисунку фризом. Глухой восточный фасад обработан крупными вертикальными нишами. На западном фасаде расположены прямоугольный входной проем и полукруглое окно над его перемычкой, объединенные общим арочным перспективным порталом. Над порталом проходит пирамидально построенный аркатурный пояс. Ярус звонницы прорезан тремя проемами: повышенным арочным в центре и более узкими боковыми, имеющими перемычки в четверть окружности. Своеобразно решено внутреннее пространство церкви, в котором также отразилось стремление к подражанию византийским и ранним древнерусским храмам. Барабан опирается на подпружные арки и конические тромпы. Его шестнадцатигранное основание несет параболический свод, со слегка нависающими над подкупольным пространством пятами. Свод прорезан узкими окнами с небольшими распалубками. Храм отделен от алтаря стеной, не достигающей свода, что напоминает алтарные преграды древних памятников. Стена прорезана тремя арочными проемами (центральное — выше боковых). Помещение алтаря перекрыто цилиндрическим сводом. Открывающееся в храм во всю свою ширину пространство притвора, также перекрыто цилиндрическим сводом. Внутренняя кирпичная лестница на звонницу, имеющая вход снаружи, размещена в северной половине западной стены притвора. В интерьере сохранились фрагменты масляной росписи. В куполе изображено «Отечество», между окнами барабана — одинаковые композиции включающие медальон с цветами, крест на Голгофе и св. Дух. На северной стене по сторонам входа помещены Крещение (с запада), Софья, Вера, Надежда, Любовь (с востока). Система перевязки кирпичной кладки — тычковая, шов — валик, размеры кирпича: 26,5 (27; х 13 х 6,5 (7) см.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в августе 1986 г./