Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Святой Троицы, 1911-1915 гг., арх. В.Н. Башкиров
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Павлово-Посадский район, д. Аверкиево
Вид объекта Церковь
Датировка 1911-1915 года
Правоустанавливающие документы Постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы ведутся
Архитектор Башкиров В. Н.
Описание объекта

Деревня Аверкиево известна с середины XVII века, находится примерно в 13 км к югу от центра города Павловский Посад Московской области. «Церковь Святой Троицы, 1911-1913 гг.» представляет собой яркий образец церкви начала XX века, выстроенной в русском стиле и входит в исторический ансамбль Аверкиево, который включает следующие здания:

1. «Церковь Святой Троицы, 1911-1913 гг.»
2. «Дом причта, 1912-1914 г.»
3. «Церковно-приходская школа Самарина, 1912-1914 гг.»

Все эти здания являются объектами культурного наследия регионального значения и взяты на государственную охрану по постановлению Правительства Московской области от 15.02.2002 г. № 84/9 и п.3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

До революции 1917 года при деревне Аверкиево находилась усадьба А.Д. Самарина — видного общественного деятеля. При его участии в деревне были построены и открыты библиотека (1908 г.) и земское училище (1909 г.), а также Приходской Троицкий храм.

Приходской храм был выстроен по ходатайству жителей деревень Аверкиевой, Бразуновой и Дергаевой Богородского уезда, который был подан в Московскую Духовную консисторию осенью 1910 года. Главным инициатором строительства был местный землевладелец, камергер, московский губернский предводитель дворянства Александр Дмитриевич Самарин (1868 — 1932 гг.), взявший на себя основные расходы по возведению храма и домов причта. К тому моменту, рядом с будущей церковью, уже находилось деревянное здание Аверкиевского земского училища (трехгодичной церковно-приходской школы), попечителем которого также был А.Д. Самарин.

Из архивных источников известно, что крестьяне постановили ходатайствовать перед Епархиальной властью об образовании самостоятельного прихода и о строительстве каменного храма с домами причта и церковной сторожкой, которые могли располагаться недалеко от Аверкиевского земского училища. Однако идея о возведении нового храма встретила ряд возражений. Прежде всего, это было связано с тем, что перспектива создания нового прихода лишала причт ближайших церквей в селах Загарье и Чижи значительного числа прихожан. Церковнослужители также сомневались, что крестьяне бедных деревень смогут осилить дорогостоящее строительство.

Тем не менее, благочинный протоиерей К. Голубев информировал Духовную Консисторию о том, что «если храм будет поставлен позади земского Аверкиевского училища, по направлению от деревни, то место это очень удобное и будет он отстоять в полутора верстах от деревень Бразуновой и Дергаевой», «земля от названных трех деревень в количестве 34 десятин будет отведена в пользу причта в одном месте». В свою очередь А.Д. Самарин заручился взять на себя полную ответственность за доведение постройки храма при деревне Аверкиеве, домов для причта и церковной сторожки. В итоге, на рубеже 1910 — 1911 гг. Духовная консистория дала разрешение на возведение Троицкого храма.

Проект храма разработал московский архитектор Василий Николаевич Башкиров (1870 — после 1917), с которым А.Д. Самарин уже заранее обсудил композицию, размеры и стиль будущей церкви.

В конце весны 1911 года В.Н. Башкиров завершил работу над проектной документацией. А 1 июня 1911 года А.Д. Самарин представил в Московскую Духовную Консисторию «в двух экземплярах проект и чертежи сооружения храма во имя Святой Троицы при деревне Аверкиево, план владения, на котором предположено соорудить храм, подписку архитектора Василия Николаевича Башкирова, предварительную смету, технический расчет и пояснительную записку к нему, также в двух экземплярах. На данный момент сохранились проектные

чертежи, датированные 24 марта 1911 года, разрозненные листы из пояснительной записки, из инженерных расчетов, из смет. 28 августа 1911 года состоялась торжественная закладка здания, чин закладки совершил благочинный, протоиерей К. Голубев, священники Н. Фелицын и А. Цветков. Основное строительство было закончено в 1913 году, но внутренняя отделка и обустройство продолжались еще два года. Освящение храма состоялось в 1915 году.

Троицкая церковь была построена в неорусском стиле. Основу композиции храма составляет двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. Окружающие четверик алтари с престолом во имя Святой Живоначальной Троицы, два придела с престолами во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и во имя Святителя и Чудотворца Николая, трапезная образуют нижний ярус храма. Сложный, динамичный силуэт дополняет двухярусная шатровая колокольня с восьмериком звона. Восьмигранный ярус звона был увенчан килевидными кокошниками, поддерживающими шатровое завершение с двумя ярусами слухов.

Фасады украшены оконными наличниками нескольких типов — с килевидными и треугольными навершиями, перспективные порталы с кованными дверями, венчающие карнизы с кронштейнами, «бегунцом и поребриком».

Фасады колокольни и стен храма украшали майоликовые панно и полихромные изразцы с невысокой румпой. Они заполняли ниши над окнами, образовывали пояс на колокольне. К сожалению, керамическое убранство понесло в советское время огромные потери.

В организации интерьера, также как в экстерьере, использованы типологические схемы древнерусского зодчества. Повышенный четверик щедро освещается вторым светом и окнами на уровне пят сводов нижнего яруса. Примыкающие к четверику низкие приделы и трапезная, перекрыты коробовыми сводами и более камерны. Окна забраны кованными кубоватыми решетками. Пол был выстлан красно-коричневой метлахской керамической плиткой, без рисунка. Сохранность пола хорошая, несмотря на крайне неблагоприятные условия существования здания. Храм внутри был оштукатурен.

Территория церкви была ограждена кирпичной оградой с проездными воротами и парными калитками напротив западного фасада и калитками с северной и южной стороны храма. Ограда, как и церковь, была выполнена в стилизованных под древнерусскую архитектуру фермах.

Троицкий храм в годы советской власти был закрыт (в 1930-е годы). Его приспособили сначала под клуб, потом под зернохранилище и склад ядохимикатов.

За советский период здание было разрушено, не использовалось и имело многочисленные утраты. Были утрачены завершения колокольни, основного четверика и приделов. Кроме того, были сильно разрушены апсида и входные порталы. Исчезла ограда вокруг церкви. Керамическое убранство на фасадах почти полностью уничтожено. Полностью было утрачено декоративное убранство церкви, в том числе и иконостас. Единственными сохранившимися элементами интерьеров являются солея и полы из красно-коричневой метлахской плитки. Частично сохранилась первоначальная облицовка солеи двумя типами метлахской плитки: основной — красно-коричневого цвета и «бордюрной» с ребристым рисунком лицевой поверхности красного цвета.

К 1994 году храм был передан Русской Православной церкви. В период с 1994 по 2011 гг. проводились ремонтно-восстановительные работы. При этом первоначальная объемно-планировочная структура сохранилась, кроме воссозданных при ремонтных работах барабанов, глав и крестов. Таким образом, объект культурного наследия регионального значения «Церковь Святой Троицы, 1911-1913 гг.» является памятником строительного периода 1911- 1915 гг.