Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, 1846, 1876, 1888 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Московская область, Ногинский район, г. Ногинск, Рабочая ул., 2
Вид объекта no
Датировка 1846, 1876, 1888 года
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Приписанная к городскому собору кладбищенская церковь в честь Тихвинской иконы Богоматери, построена в 1846 году, вероятно, по “образцовому» проекту. Освящение ее состоялось в 1857 году. В 1875 г. на месте разобранной паперти с западной стороны к храму была пристроена беспредельная теплая трапезная. В 1876 году к западу от трапезной была возведена каменная колокольня, а в 1876 г, церковь и колокольня были соединены папертью, под которой находилась квартира для церковного сторожа. В 1887 г. маловместительная трапезная была разобрана и на ее месте уже в следующем 1888 г. сооружена большая двух придельная трапезная. Вероятно, тогда же с юга и севера от храма были устроены два притвора. Придел Св. Николая освящен в 1893 г.. Придел преп. Сергия — в 1900 г. Все кладбище было обнесено каменной оградой с железными решетками против самой церкви по бывшей Нижней улице (теперь Рабочей).

Перестройки и утраты: Утрачены главы храма, притворов и верхние ярусы колокольни. К северному фасаду сделаны две входные пристройки. Изменена форма, растесано либо заложено большинство окон храма и трапезной. Пробиты новые дверные проемы на северном фасаде трапезной. Поверхность лицевой кладки фасадов имеет, выбоины. На крышах местами растут деревья. Интерьер разделен перекрытиями на три этажа и стенами на большое число помещений. Отделка интерьеров, не сохранилась.

Описание памятника: Большая церковь, выстроенная в формах эклектики, расположена в северо-восточной части города, недалеко от берега реки Клязьмы. Южный фасад церкви выходит на Рабочую (Б. Нижнюю) улицу. Здание сложено из кирпича на белокаменном цоколе. Из белого камня частично выполнен декор (венчающие карнизы и сандрики храма и колокольни, части венчающего карниза, лестницы, трапезной). Фасады храма и колокольни побелены по кирпичу, остальные фасады оставлены без покрытия. Кровли железные.

Композиция церкви состоит из: храма с апсидой, двух примыкающих с севера и юга притворов, имитирующих маленькие придельные храмики, трапезной и колокольни, расположенных на одной оси с храмом. План церкви имеет сложную форму, складывающуюся из квадратной формы храма с полукруглым алтарным выступом, двух прямоугольных выступов притворов и очень большой прямоугольной, с двумя восточными закруглениями алтарей двух придельной трапезной. Квадратный в плане нижний ярус колокольни полностью включен в план трапезной. Обширное по плану, здание поднято на подклет. Высокий четверик храма, в композиции которого чувствуется сильное влияние тоновских проектов, завершался крупным пятиглавием и центральной световой главой. Небольшие четверики притворов завершены двухскатным покрытием по коробовому своду и миниатюрным декоративным пятиглавием (не сох ранилось). Более низкая, чем храм, трапезная имеет повышенную двусветную центральную часть, завершенную фигурным посводным покрытием кубоватой формы. Западные части трапезной, по сторонам от колокольни (паперти), завершались декоративными шестигранными шатрами. Высокая трехъярусная колокольня, бывшая высотной доминантой здания, завершалась луковичной главой на высоком барабане.

Фасады церкви складываются из различных по характеру разновременных частей. Южный и северный фасады наиболее старой части храма, симметричны относительно центров, выделенных креповкой. К центру восточного фасада примыкает алтарный выступ. Углы объема и выступы креповок оформлены пучками из трех полуколонн, стоящих на выступе цоколя и несущих раскрепованный антаблемент. Выше карниза антаблемента находится раскрепованный аттик, завершенный самостоятельным карнизом. Фасады храма прорезаны высокими окнами в двух уровнях (нижние современного происхождения). Стилистически близкий храму западный фасад нижнего яруса колокольни, также отделан на углах пучками из трех высоких трехчетвертных колонн, поставленных на цоколь и несущих антаблемент и треугольный фронтон. Плоскость фасада занята большим порталом, оформленным колоннами и разорванным фронтоном.           Фасады трапезной ритмично расчленены лопатками, углы выступов западных частей трапезной и углы притворов, также закреплены лопатками. Главные фасады притворов прорезаны большими арочной порталами, фасады трапезной — большими, ритмично размеренной между

лопатками — окнами. Западный фасад трапезной, по бокам от колокольни, имеет два уровня небольших окон арочной формы. К выступающей части каждого бокового фланга устроена одномаршевая лестница с кирпичным балясником. Отделка фасадов более старых частей (храма и колокольни) монументальна, в ней использованы приемы конца ХVII века. Окна обрамлены наличниками в виде пари колонок, поддерживающих разорванный фронтончик. Аналогичный фронтон имеет портал колокольни. Расположенный выше антаблемента аттик, декорирован килевидными кокошниками. Барабаны глав были декорированы висячей аркатурой. Фасады трапезной и притворов сплошь покрыты измельченным декором, характерным для псевдо-русского варианта эклектики. Здесь использованы: килевидные кокошники в завершении фасадов и наверший окон, трехлопастные арочки в обрамлении окон, перспективные ширинки и фигурные колонки с дыньками на лопатках в обрамлений киотов и порталов, декоративные щипцы, городок, поребрик и другие мотивы «узорочного» стиля XVII в.. С декором фасадов сочеталась мелкая оригинальная расстекловка больших арочных окон, сохранившаяся в нескольких местах.

Внутренняя структура здания достаточно сложна. Четырехстолпный интерьер храма соединен с алтарем и трапезной большими арочными проемами. Угловые ячейки храма перекрыты крестовыми сводиками, ячейки по странам света — коробовыми, алтарь — конкой. Барабан центральной ячейки и поддерживающие его конструкции утрачены. Обширный интерьер трапезной делится на три части большими арками, опирающимися на два столба и четыре пристенных пилона. Центральная повышенная часть, выделяющаяся в объеме в виде четверика, прорезанного окнами второго света, перекрыта необычным парусным сводом, опирающимся на углах на сферические тромпы. Боковые нефы перекрыты цилиндрическими сводами, заканчивающимися на востоке алтарными конками. Западные стены боковых нефов наверху прорезаны большими трехчастными арками на колоннах, соединяющими интерьер трапезной с большими хорами, занимающими второй этаж западной паперти. Трапезная соединена с нижним ярусом колокольни проемом, оформленным порталом с пилястрами. Небольшое помещение нижнего яруса колокольни, перекрыто лучковым сводом. В северо-восточным пилоне устроена деревянная маршевая лестница на хоры. Расположенные к северу и югу от колокольни паперти, делятся каждая на два помещения, перекрытые крестовыми и коробовами сводиками на распалубках. Находящиеся над ними хоры, объединены в сплошную галерею, включающую в средней части помещение второго этажа колокольню, выходящую окнами на западный фасад и большими трехчастными арками в интерьер трапезной. Хоры перекрыты коробовыми сводами на распалубках, помещение колокольни — вспарушенным сводиком, опирающимся на широкие арки между пилонами. Под трапезной и папертью церкви имеется подклет. Под центральной частью трапезной находится, перекрытая крестовым сводом, одностолпная палата с очень толстыми стенами, возможно, сохранившаяся от более ранней разобранной трапезной. По сторонам от нее, под боковыми частями трапезной, разделенные поперечными капитальными стенами помещения перекрыты сводиками «Монье», алтарные выступы — пологими конхами. Вход в них устроен на северном фасаде. Подклет под папертью также делится стенами на несколько помещений, перекрытых сводиками «Монье» и имеющих входы на западном фасаде.

Внутреннее пространство храма и трапезной в настоящее время разделено перекрытиями на три этажа, а капитальными стенами и перегородками на большое число помещении. Поэтому первоначально высокий и хорошо освещенный интерьер теперь не доступен для восприятия и известен только по старым фотографиям. От богатой отделки интерьеров, выполненной в догмах, стилизующих приемы декорации византийских храмов, сохранились незначительные фрагменты в виде лепных обрамлений ребер сводов трапезной. В одном из помещений паперти сохранилась массивная, дубовая филенчатая дверь. Стены окрашены масляной краской, своды побелены либо окрашены. Полы из керамической плитки. Церковь сложена тычковой               кладкой из кирпича размером 8 х 13 х 26 см (храмовая часть) и 7(7,5) х 13(13,5) х 26 см в остальных частях. Раствор цементный с известью. Швы кладки не обработаны.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в октябре 1986 г./