Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Успения Божией Матери, 1755 г.
Тип объекта Выявленные объекты
Местоположение Московская область, Москва, Дмитровское шоссе, дом 120, корпус 1, строение 1
Вид объекта no
Датировка 1755 год
Правоустанавливающие документы приказ Комитета по культуре Администрации Московской области от 31.12.1998 №354
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние реставрационные работы проведены
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: Село Тюриково в ХVI веке принадлежало П. и Н. Годуновым, М. Перхушкову, И. и Ж. Сабуровым, Ю. Тутолмину и И. Михневу. В селе была церковь Михаила Архангела, уничтоженная в нач. ХVII в. В ХVII в. село также находилось во владении нескольких лиц. Часть его принадлежала Ив. Петр. Пронскому, которым в 1673 г. построена деревянная церковь Успения с приделами Михаила Архангела и Алексея. С этого времени село стало называться Архангельское, Тюриково тож. B 1695 г.село отошло к внуку Пронского А.С. Шеину, в 1704-20 гг. его сыну С.А. Шеину, а с 1723 г. значится в числе дворцовых вотчин. В 1723-1726 гг. построена новая Успенская церковь, также деревянная.

Нынешняя Успенская церковь сооружена по прошению графини вдовы Ек. Родионовны Самойловой в 1755 г., так как прежний храм пришёл в ветхость.

В 1770-е гг. Архангельское-Тюриково было вотчиной графа Ив. Симоновича Гендрикова.

В кон. ХIХ в. здесь располагалась усадьба московского купца Мориса Филипповича Марк. При нём, очевидно, была выстроена новая колокольня.

Перестройки и утраты: Разобраны стены апсиды на значительную высоту, а также своды апсида и трапезной. Утрачены главы храма и колокольни, разрушена верхняя часть барабана храма. Многие проёмы храма и трапезной расширены. В декоре, особенно в его белокаменных деталях, имеется немало утрат. Полностью утрачено кровельное покрытие. Но сохранились полы в церкви. Разобрана лестница на колокольню. Настенная живопись в большей своей части сбита. Утрачены иконостас и внутреннее убранство церкви.

Описание памятника: Церковь расположена на восточной окраине парка, примерно в километ­ре от села. Она стоит на центральной продольной оси парка. Усадебный парк, имеющий пейзажный характер, занимает довольно большую территорию с ровным рельефом, размещённую между церковью и большим копаным прудом. Сохранились старые липы, дубы, лиственницы. Недалеко от берега пруда возвышается холм правильной круглой формы в плане, предназначавшийся, по-видимому, для беседки. Сложный по очертаниям пруд, почти во всю ширину парка с запада и севера замкнутый обваловкой, а с севера ещё обсаженный липами, имеет небольшой остров посередине.

Здание кирпичное. Храм в стиле барокко не оштукатурен, колокольня в формах эклектики покрыта снаружи цементной штукатуркой, окрашенной охрой. Композиция церкви имеет традиционный трёхчастный характер. При этом план её очень компактен, так как апсида, храм, трапезная и нижний ярус колокольни — одинаковой ширины. К двусветному четверику храма, завершённому глухим восьмигранным барабаном, примыкают значительно более низкие подковообразная в плане апсида и короткая трапезная. Трёхъярусная колокольня завершается шатром. Нижний ярус имеет крещатую, хотя и не развитую с востока, форму в сечении. Два верхних яруса — четырёхгранные, со скошенными углами. Второй ярус глухой, верхний — открытый, с проёмами звона.

Фасады четверика имеют несимметричные трёхосевые композиции, в ко­торых центральные проёмы смещены несколько к западу. При этом на север­ном фасаде отсутствует западное окно первого света. Центральные проёмы обоих фасадов входные. Все проёмы имеют лучковые перемычки и обрамлены рамочными наличниками с ушами и подоконниками, а такие с клинчатыми «замками». Причём вертикальные стойки объединяют композиционно наличники нижних и верхних проёмов — приём довольно своеобразный для памятников барокко московского круга. Углы четверика охвачены широкими пилястрами (лопатками), которые делятся по вертикали на две части отрезками

карниза. Проходящий в завершении четверика карниз на лопатках раскрепован. Поддерживающая часть карнизов выполнена из тёсаного кирпича, выносная — из белого камня. Профилировка отличается тонкой проработкой. Фасады трапезной в одно окно с каждой стороны украшены аналогичными храму рамочными наличниками. Колокольня обладает весьма своеобразным декором. Если в нижнем ярусе применены преимущественно мотивы древнерусской архитектуры, то в верхних преобладают формы барокко. Нижний ярус со скруглёнными и скошенными углами довольно сложен по композиции. Бо­ковые фасады расчленены двумя узкими арочными окнами в нишах. С запада устроен широкий арочный входной проём, завершённый килевидным архивольтом, опирающимся на фигурные стойки портала. Над архивольтом проходит пояс поребрика. Значительная часть стен первого и второго ярусов покрыта штукатурным квадровым рустом. Во втором ярусе над входом помещен харак­терный для ХУП в. киот. Скошенные углы обработаны спаренными пилястра­ми. Капители пилястр украшены замечательными лепными картушами, неплохо передающими характер подлинного барочного декора. Прорезанный арочными

проёмами звона верхний ярус по углам акцентирован спаренными, отступающими от плоскости стены колоннами с лепными капителями, несущими отрезки анта­блемента. На последние опираются спаренные волюты. Основные грани яруса завершаются аттиками с круглыми окнами. Шатёр, декорированный гуртами по странам света, имеет своеобразные слуховые окна с наличниками волнисты­ми по очертаниям. Из белого камня в колокольне сделаны лишь угловые час­ти карниза второго яруса.

Помещение храма перекрыто сомкнутым сводом. Тремя проёмами оно соеди­няемся с апсидой. Центральный проём арочный, боковые — с плоской перемыч­кой (очевидно, более поздние). Широкий и низкий арочный проём ведёт в тра­пезную — маленькое бесстолпное помещение, перекрытое полулотковым сво­дом (от которого остались только пяты). Нижний ярус колокольни имеет до­вольно сложную внутреннюю структуру. Центральное помещение с крестовым сводом фланкируется двумя тесными камерами — коридорами. Северный пере­крыт коробовыми сводами, в южном размещалась лестница. Второй ярус пере­крытий не имеет, в третьем — деревянные плоские. В храме свод укреплён железными пластинчатыми связями — двумя длинными крестообразно положенными и четырьмя короткими, стягивающими углы четверика.

В храме сохранились очень незначительные остатки масляной живописи вт.пол. XIX в. – «Благовещение» на западной стене над входом в трапезную. Пяты сводов четверика выделены тянутыми карнизами. На лотках и в щелыге свода помещены круглые медальоны из штука. Окна апсиды изнутри украшены профилированными наличниками из цементной штукатурки. Крестовый свод в первом ярусе колокольни на рёбрах отмечен штукатурными тягами.

Система перевязки в первоначальной кладке — «верстовая», раствор известковый, шов — односторонняя подрезка, кирпич: 27/26,5/ х 12/11/ х 7/6,5/ см. В ко­локольне система перевязки смешанная, раствор с цементом, шов – прорезка, кирпич: 26,5/27/ х 12,5/13/ х 5/6/ см. На тычках первоначальной кладки – клейма «ЩИ» в одинарной рамке, прямоугольной формы.

Храм принадлежит к характерному для московского круга памятников сер. ХVIII в. типу барочных церквей. Отличается красивой проработкой кирпичных и белокаменных деталей фасадного декора. Колокольня является довольно редкой постройкой времени эклектики, формы которой имитируют преимущественно барочную архитектуру.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1984 г./