Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1715 г., 1840-1844 гг., 1907 г.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Павлово-Посадский район, с. Ново-Загарье (сельское поселение Аверкиевское, д. Новое-Загарье, д. 88а)
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Церковь Успенская, XVIII – XX вв., сформировалась в результате постепенного ее расширения. Историческое ядро памятника, кирпичный храм сооружен по заказу А.А. Курбатова в 1714 -1715 гг. на старом погосте, вблизи деревянной Никольской церкви. Принадлежавший к центрическим постройкам с крестчатым планом и ярусным барабаном, он был домовым при заложенной рядом усадьбе. В 1844 г. оригинальный памятник петровского барокко был основательно переделан по проекту А.Г. Григорьева в стиле ампир. Застройкой внутренних углов изменен характер объема, снят верхний барабан, пристроены портики, трапезная с двумя приделами и колокольня. Две последние части здания существовали до 1907 г., когда были разобраны и выстроены вновь по проекту В.П. Десятова с увеличением габаритов. При этом храм почти полностью утратил внешнюю ампирную обработку, в архитектуре активно зазвучали мотивы древнерусского зодчества.

В настоящее время изначальные формы барокко удерживает лишь граненый барабан храма, украшенный волютами и арочными плоскими нишами, заменившими собою прежние окна. Барабан покоится на восьмидольном, ныне глухом сомкнутом своде, который опирается на высокие подпружные арки и тромпы в виде наклонных плоскостей. Двусветные рукава пространственного креста перекрыты коробовыми сводами, в

пониженных смежных пристройках перекрытия балочные. Просторная бесстолпная трапезная с высоким красиво очерченным коробовым сводом имеет зальный характер. Благодаря поперечной ориентации свода помещение дополнительно освещено окнами верхнего света. В объем трапезной включено основание шатровой колокольни, поднимающейся тремя ярусами над главным входом. В наружной обработке западных частей здания преобладают крупные формы аркатурно-колончатого пояса, которые по мере движения вверх сменяются более дробными, в духе XVII в.

Несложная внутренняя отделка и убранство церкви принадлежат второй половине XIX — XX вв. Стены и своды трапезной окрашены маслом, в храме они покрыты живописью, исполненной в 1870-х гг. и неоднократно возобновленной впоследствии. Пяты сводов и архивольты подпружных арок оконтурены штукатурными тягами, в рисунке которых ощутима связь с искусством барокко. Главный четырехъярусный иконостас, 1859 г., с золочеными колонками на белом фоне,  сохраняет в своей архитектуре отзвуки классицизма. Малые иконостасы приделов и киоты, стоящие в трапезной, насыщены декорацией с элементами неорусского стиля.

Возле церкви находится ряд каменных надгробных саркофагов XIX в.; с северной стороны уцелели остатки усадебного сильно заросшего регулярного парка с большим прудом.