Наименование объекта | Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1797 г. |
---|---|
Тип объекта | Регионального значения |
Местоположение | Московская область, Наро-Фоминский район,с. Вышгород, Набережная слобода |
Вид объекта | Церковь |
Датировка | 1797 год |
Правоустанавливающие документы | постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9 |
Современное значение | религиозное |
Охранный статус | памятник архитектуры |
Техническое состояние | реставрационные работы ведутся |
Архитектор | - |
Описание памятника: Успенская церковь в Набережной слободе села Вышгород (Вышегород) возведена по заказу владелицы села графини Екатерины Александровны Шуваловой-Головкиной в 1797 году.
В конце XIX — начале XX столетия стены здания снаружи были покрыты цементной штукатуркой; интерьер расписан масляной живописью.
Перестройки и утраты: Штукатурка со стен осыпается. Лицевая поверхность кирпичной кладки выветривается. Белокаменные блоки архитектурного декора выпадают. Кровельное покрытие почти полностью сорвано. Балкон на северном фасаде утрачен, на южном — находится в аварийном состоянии. Дверной проем нижней церкви на южном фасаде растёсан.
Описание памятника: Кирпичная, оштукатуренная, на белокаменном цоколе и с белокаменными деталями декора Успенская церковь расположена в открытой местности на берегу р. Нары к востоку от жилой застройки села. Архитектура памятника выдержана в лаконичных формах заключительного этапа развития-классицизма ХVIII в., сохраняя при этом целый ряд архаичных художественных и строительных приемов. Массивные монументальные объемы здания, строгий лаконизм его фасадного убранства в сочетании с четкой объемной структурой, состоящей из храма с апсидой и колокольни, объединенной с ним узким переходом, создает выразительный силуэт. Собственно храм представляет собой двухсветный на высоком подклете четверик, увенчанный цилиндрическим световым барабаном. В интерьере боковых фасадов четверика, в верхней церкви устроены небольшие белокаменные балконы. Этот столь редкий прием встречает аналогии лишь среди очень небольшого круга подмосковных памятников конца ХVIII века (например, Киёво-Спасское Мытищинского района). Двухэтажная, полуциркульная в плане апсида несколько ниже и уже четверика храма. Переход, объединяющий храм с колокольней прорезан в первом ярусе сквозным арочным проходом. Квадратная в плане двухъярусная столпообразная колокольня с низким глухим, круглым резонатором, на который поставлен тонкий, видимо, более поздний шпиль, по своим формам несколько напоминает постройки эпохи ампира.
По верху стен всех объемов церкви проходят
скромные белокаменные венчающие карнизы. Аналогичными карнизами отмечены межъярусные членения. Углы четверика храма обработаны гладкими лопатками. Интерьер освещается высокими, арочными без наличников окнами, украшенными лишь белокаменными подоконниками, и круглыми окнами второго света храма. Окна апсиды заглублены в ниши, завершающиеся полуциркульными люнетами. Над окнами подклета храма и апсиды помещены крупные прямоугольные филенки. Дверные проемы нижней церкви на боковых фасадах четверика храма фланкированы пилястрами, поддерживающими небольшие
белокаменные фронтоны. Аналогичная композиция помещена на западном фасаде первого яруса колокольни. Над сквозной аркой перехода расположен крупный кирпичный сандрик, а по сторонам — неглубокие арочные ниши. Фасады второго яруса колокольни, прорезанные большими прямоугольными проемами, завершены фронтонами. Базы и капители пилястр, карнизы фронтонов, подоконники на окнах и кронштейны балконов выполнены из белого камня и обладают тонкой, изящной моделировкой.
Основной объем верхней церкви перекрыт сомкнутым сводом с круглым отверстием открывающимся в световой барабан, нижний храм перекрыт лотковым с распалубками сводом. Апсида в обоих ярусах перекрыта конхой с распалубками над окнами в нижнем ярусе. Переход, верхний ярус которого трактован как притвор, перекрыт лотковыми с распалубками сводами. В колокольне устроена широкая, торжественная лестница из кирпича, ведущая на второй ярус притвора. Помещение под лестницей, вход в которое осуществляется из перехода, перекрыто сводом усложненного очертания.
В интерьере сохранились незначительные фрагменты поздней масляной живописи. На стенах скромные тянутые карнизы. В основании свода храма вставлены голосники.
Здание сложено из кирпича размером 27(28) х 12,5(1З) х 7,5(8,5). Система кладки верстовая. Раствор известковый. Обработка шва — затирка.
Успенская церковь — замечательный пример культового здания конца ХVIII века, архитектура которого, выдержанная в лаконичных формах классицизма, сохраняет целый ряд архаичных художественных и строительных приемов.
/Паспорт памятника истории и культуры составлен в 1983 г./