Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Успения Пресвятой Богородицы, 1838-1853 гг.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Ногинский район, с. Богослово
Вид объекта no
Датировка -
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 15.03.2002 № 84/9
Современное значение -
Охранный статус -
Техническое состояние -
Архитектор -
Описание объекта

Исторические сведения: В XVI в. Богословское было дворцовым селом, в нем находилась церковь. В 1673 г. село отдано в поместье боярскому сыну П. Гневашеву. В нач. XVIII в. в селе основана Богословская пустынь, Успенский каменный собор 1726 г. и деревянная церковь Иоанна Богослова. Ныне существующая приходская Успенская церковь с приделами Иоанна Богослова и святителя Митрофана построена в 1838 – 1853 гг. Храм с трапезной были завершены к 1849 г., колокольня — в 1853 г.. Иконостас в храме предположительно можно датировать серединой XIX в., придельные иконостасы — второй половиной XIX в. Ограда с воротами построены, очевидно, во второй половине XIX в. В 1911 г. церковь была вновь освящена как Казанская. Внутри были выполнены мастером И. И. Париловым из Палеха росписи на средства иеромонаха скита Черниговской Божьей Матери Паисия, уроженца села Богослово.

Перестройки и утраты: Частично утрачены лепные капители на ярусах звона. Утрачены иконы иконостасов, содрана значительная часть накладных декоративных деталей на иконостасах. Утрачена большая часть настенной живописи в интерьере. Полы почти целиком разобраны.

Описание памятника: Церковь расположена в центральной части села, протянувшегося вдоль Владимирского шоссе. К дороге здание обращено северным фасадом. Стоит на кладбище. Кирпичная, покрытая обмазкой церковь на белокаменном цоколе, построена в стиле ампир. Симметричная продольно-осевая композиция имеет трехчастный характер. Двусветный четверик храма, со скошенными и раскрепованными восточными углами, несет ротонду с купольной кровлей, завершенной глухим цилиндрическим барабаном с луковичной главой. Полукруглая апсида слегка уже храма. Трапезная с двумя одинаковыми приделами ориентирована по оси «север-юг”. С востока приделы завершены полукруглыми апсидами. Трапезная покрыта четырехскатной кровлей, завершенной глухим ступенчатым цилиндрическим барабаном. Трехъярусная, с промежуточным полуярусом, колокольня в плане квадратная, со слегка убывающими вверх ярусами. Увенчана глухим восьмигранным барабаном с луковичной главой. Наружный декор церкви характерен для позднего ампира, сочетает нарядность лепного убранства с графической сухостью в прорисовке отдельных деталей. Фасады четверика храма четко делятся по вертикали профилированным поясом, отделяющим окна первого и второго света. Входной проем в центре и два боковых окна первого света — прямоугольные. Входа акцентированы крыльцами, решенными в виде двухколонных портиков с треугольными фронтонами. Гранитные колонны, с необычными по пропорциям аттическими базами, близки тосканскому ордеру. В проемах двустворчатые металлические двери. Окна обрамлены штукатурными профилированными наличниками. Подоконные плиты поддерживаются блоками-консолями. Профилированные прямые сандрики окон опираются на волютообразные кронштейны. Сандрики обогащены фризом «св”. Между сандриками и оконными перемычками помещены прямоугольные филенки. Крупные полукруглые окна второго света, расположенные на центральной оси фасадов, оформлены штукатурными профилированными архивольтами. Венчающий карниз четверика дополнен мутулами. Гладкие стены ротонды прорезаны восемью арочными окнами (два из них — ложные). Барабан обработан арочными нишами. На фасаде апсиды — три окна (центральное — ложное), аналогичные по оформлению окнам первого света храма, но с простыми подоконными плитами (без консолей). Южный и северный фасады трапезной обработаны в средней части большой прямоугольной нишей, в которую вписано три окна, идентичных по форме и декору с окнами апсиды. По осям окон, чуть шире их проемов, над и под ними, помещены “ накладные доски “. В придельных апсидах устроено по два окна. На западном фасаде трапезной, по сторонам колокольни, находятся прямоугольные итальянские ложные окна с едиными сандриками и подоконниками. Фасады первого яруса колокольни украшены

четырехколонными портиками с треугольными фронтонами. Колонны дорического ордера сгруппированы попарно, оставляя широкий центральный интерколумний, в котором расположен арочный проем (входные с запада и севера, оконный, более узкий — с юга). Обломы архивольтов обработаны иониками и акантами. Полуярус, обработанный ленточным рустом, по центру имеют полукруглые окна. Второй ярус поставлен на цоколь, решенный в виде ложной галереи; к нему примыкают — парапетные тумбы, между которыми протянута металлическая решетка. По сторонам арочных проемов звона, пилоны яруса обработаны сдвоенными колоннами с лепными ионическими капителями. Верхний ярус, декор которого более сух и графичен, прорезан арочными проемами звона. Фланкирующие их полуколонны, с коринфскими капителями, несут раскрепованный антаблемент с треугольным фронтоном. Ступенчатое основание купольной кровли прорезано круглыми люкарнами. Из белого камня выполнены колонны первого яруса колокольни и карнизы всех объемов. В оконных проемах церкви сохранились металлические решетки. Четверик храма, имеющий внутри скошенные, раскрепованные углы, несет купольную ротонду при помощи парусов. Три арочных проема соединяют храм с апсидой, перекрытой конхой. Глубокий проход, перекрытый коробовым сводом, соединяет храм с трапезной. Мощные пристенные пилоны с запада и востока, и подпружными арками между ними, делят трапезную на три части. Центральная и боковые части (приделы) перекрыты плоскими парусными сводами. Алтарные помещения апсид, сообщающиеся проемами с центральной частью, перекрыты конхами. Дверной проем с лучковой перемыкой, ведет из трапезной в первый ярус колокольни, перекрытый в центре крестовым сводом. В южном компартименте размещена белокаменная лестница на ползучей арке, выше — деревянная лестница с точеными балясинами.

Четырехярусный деревянный, позолоченный иконостас храма выполнен в формах переходных от классицизма к эклектике. Композиция имеет пирамидальный характер. Два нижних яруса устроены во всю ширину храма, третий несколько уже, четвертый состоит всего из трех рам и имеет повышенный центр. Все рамы — прямоугольные, за исключением арочной рамы центральной иконы верхнего ряда. Царские врата (утрачены) увенчаны широкой аркой. Все ярусы завершены раскрепованными карнизами. Одинаковые трехъярусные деревянные, крашенные с позолоченными деталями — иконостасы в пределах трапезной, решены в формах эклектики. Два нижних ряда имеют прямоугольные рамы. Более узкий, верхний ярус состоит из рам с трехлопастными завершениями. Арочный проем Царских врат завершен фигурным фронтоном. В храме, трапезной и апсиде фрагментарно сохранилась масляная , настенная живопись. В куполе — Саваоф на троне и архангелы, в ротонде — христологические сюжеты, на парусах — евангелисты. На западной стене храма в люнете — Успение Богоматери, на южной и северной стенах в люнетах – московские митрополиты в медальонах, под окнами второго света — избранные святые в четырехлопастных обрамлениях. Большую роль в росписях храма играет растительно-геометрический орнамент. В апсиде изображены: Воскресение, Снятие с креста и Богоматерь в рост с младенцем Христом на руках. В южном приделе на своде сохранилась композиция «Вознесение Христа”. В четверике и ротонде храма и в аспиде проходят тянутые карнизы с сухариками. Дверные проемы храма обрамлены деревянными наличниками, в виде канилированных пилястр, несущих фигурный аттик. Полы в церкви выложены белокаменными плитами (сохранились только на солее).

Территория церкви обнесена кирпичной оградой (низкий парапет с квадратными в сечении пилонами) с простой решеткой. С запада, юга и севера в линии ограды стоят ворота с боковыми калитками. Ворота завершены щипцами. Северные и южные ворота имеют одинаковые арочные проемы. Проем западных ворот разделен свисающей гирькой.

/Паспорт памятника истории и культуры составлен в июле 1986 г./