Фотографии
Учетная карточка
Наименование объекта Церковь Вознесения Господня, 1817 г., вторая половина ХIХ в.
Тип объекта Регионального значения
Местоположение Волоколамский район, с. Теряево
Вид объекта Церковь
Датировка 1817 год, вторая половина ХIХ века
Правоустанавливающие документы постановление Правительства Московской области от 12.01.2007 № 8/51
Современное значение религиозное
Охранный статус памятник архитектуры
Техническое состояние ведутся реставрационные работы
Архитектор -
Описание объекта

Пятиярусная колокольня церкви Вознесения Господня видна еще издали. Построенная в XIX веке (1812-1825) она органично вписывается в панораму теряевского ландшафта. После разрушения колокольни Иосифо-Волоцкого монастыря, который раскинулся по соседству, она является единственной осью в архитектурном ансамбле церквей этого района, с времён второй мировой войны.

Вереницы машин с прихожанами Иосифо-Волоцкого монастыря и других местных храмов редко останавливаются около этой церкви. Только любознательный путешественник, еще чаще фотограф-любитель, который ищет редкий кадр, способен свернуть с большой дороги и оказаться перед когда-то восхищающим, а сейчас щемящим сердце зрелищем.

Первоначально церковь была построена еще в конце XV века, далее последовала череда перестроек, основные из которых прошли в XIX веке, когда к основному объему здания были пристроены трапезная и колокольня. К началу XXI века ансамбль построек, а в особенности основная часть, представляет собой обветшалое наполовину разрушенное здание. Оно некогда являлось пятиглавым храмом, четверик которого обрушился в 2005 году. Постановлением Правительства Московской области от 30 сентября 2004 г. N 596/38 он был признан памятником архитектуры, но меры по его спасению приняты не были и не предпринимаются в полной мере до сих пор. Не так давно, в трапезной была вновь начата приходская деятельность. И хотя архитектура церкви Вознесения вполне традиционна для своего времени и для этих мест (похожая церковь находится в нескольких километрах в селе Язвище), поражают чудом сохранившееся фрески на стенах трапезной, которые выделяют данное архитектурное сооружение из многих.

Похожие фрески можно найти разве что в Италии, но никак не в России.

Те немногие фрагменты, которые пытаются спасти (до 1930 года в храме был устроен гараж), позволяют предположить, что художник, скорее всего, был иностранцем или русским автором с достаточно высоким уровнем профессионального образования. Слишком не типичны для русской религиозной живописи изображения библейских персонажей. Они полнокровны, энергичны, их жесты полны динамики, в некоторых даже просматривается эксцентричность. Образы явно имеют не славянский тип лица. Колорит красок ярок и сложен особенно в изображении одежды, которая пестрит обилием декоративных деталей. Отсутствует отрешенность, строгость и светлая грусть, так характерная для изображения религиозных сюжетов русскими мастерами. Создается ощущение праздника, все вокруг напоминает о жизни на земле, а не об эфемерном пространстве. Но это лишь немногие сохранившиеся осколки той роскоши, которая сейчас, к сожалению, может пропасть без следа.

Из всех церквей в Волоколамском районе церковь Вознесения самая забытая и заброшенная. Материальных средств на данный момент хватило только на укрепление стен трапезной. Основная же часть храма и колокольня находятся в аварийном состоянии и в любой момент могут обрушиться окончательно. Те немногие смельчаки, которые могут войти в руины, помимо оскверняющих надписей «Не пить» или «Здесь был Вова»; могут увидеть контуры фресок с оставшейся кое-где позолотой и цветом. Прочитать тексты, написанные когда-то золотыми буквами на древнеславянском языке, а главное, заглянуть в глаза святых, которые до сих пор не потеряли своей яркости и притягательной энергетики.